Поиск

Buro 24/7 х Clique Film Fest: Что из себя представляет северокорейское кино?

Buro 24/7 х Clique Film Fest: Что из себя представляет северокорейское кино?

Пропаганда, феминизм и похищенные режиссеры

Текст: Buro247.kz

В Северной Корее до сих пор нет широкополосного интернета, существуют три телеканала, и все три государственные, но зато здесь есть развитая индустрия кино. На фестивале Clique Fest, который стартует в Алматы уже 11 ноября, мы сможем посмотреть ленту "Любовь и Диктатура" о том, как похищенные режиссер Син Сан Ок и актриса Чхве Ын Хи работали на Ким Чен Ира и Северную Корею. Перед этим мы решили вспомнить, как кино стало главным инструментом государственной идеологии

Ким Чен Ир обожал кино. Говорят, в его личной коллекции было более 1000 кинолент, и именно ему северокорейский кинематограф обязан своим расцветом в 70–80-е годы. Индустрия кино Северной Кореи начала развиваться еще после Второй мировой войны, а вот начавшаяся в 1950 году Корейская война ее едва не уничтожила. В 1956 году государство восстановило главную киностудию, а уже к началу 1970-х годов в Северной Корее работали пять киностудий и ежегодно выпускалось не менее 50 полнометражных фильмов.

Ким Чен Ир лично руководил процессом производства картин, фактически проводил дни и ночи на съемочных площадках. В 1973 году он издает объемный труд "О киноискусстве", в котором регламентирует все процессы кинопроизводства в Северной Корее в соответствии с идеологией чучхе (государственная идеология, основанная на мировоззрении, в центре которого – человек и революционные идеи, нацеленные на самостоятельное развитие нации). Каждая глава рассказывает об определенном разделе – "О скоростном бое в чучхе-кинематографе", "О правильном народном образе", "О сюжете", "О социалистической морали в кино", "О распространенных идейных ошибках в финалах кинофильмов", "О звуковых эффектах", "О реквизите и костюмерах", "О чучхе-музыке в национальном кино" и других аспектах северокорейской индустрии. Так Ким Чен Ир написал самый полное и детальное руководство по созданию идеологического кино.

Buro 24/7 х Clique Film Fest: Что из себя представляет северокорейское кино? (фото 1)

В XX веке кино вообще было одним из главных идеологических инструментов, особенно для коммунистических режимов. Нам об этом хорошо известно. Каждый северокорейский фильм – это история о борьбе, чаще всего, добра со злом, где первое олицетворяет партия (партийный работник, гражданин, готовый отдать жизнь за родину и правительство), а злом выступают американцы и капитализм. Интересно, что соседей из Южной Кореи здесь не делают главными антагонистами, они скорее несчастные, что сбились с верного пути. Лучше всего в эту простую формулу вписываются исторические фильмы – истории о великом прошлом нации, ее героях и противниках отлично работают в качестве развлекательного, но очень эффективного идеологического инструмента.

Ким Чен Ир лично был продюсером двух фильмов, которые стали известны как "бессмертная классика": "Море крови" (1968) и "Цветочница" (1972). Оба они посвящены сопротивлению угнетателям и основаны на пьесах, которые якобы написал Ким Ир Сен. Драматическая история о бедной девушке по имени Кот Пун, собирающей цветы в горах, чтобы заработать деньги на лекарства больной матери, стала культовой лентой для северокорейского кинематографа.

В истории киноиндустрии Северной Кореи есть один беспрецедентный факт – несколько лет над ключевыми проектами государственной киностудии работал похищенный южнокорейский режиссер. В 1978 году Ким Чен Ир организовал похищение режиссера Син Сан Ока и его жены, актрисы Чхве Ын Хи, из Гонконга. Пара провела более восьми лет в плену, за время которого режиссер снял около 17 фильмов. Больше всего запомнилась его лента о монстре, воюющем на стороне крестьян против феодализма "Пульгасари", коммунистическая вариация на тему японского "Годзиллы".

В этом году британцы Росс Адам и Роберт Кеннан сняли документальный фильм, посвященный истории похищения Син Сан Ока – "Любовь и Диктатура". Режиссеры провели огромную исследовательскую работу и рассказали о жизни пары во время плена, об их отношениях с северокорейским правительством и о их побеге во время переговоров в Австрии. Посмотреть его на большом экране можно будет на кинофестивале Clique Fest в Алматы 22 ноября.

Сильные женские характеры – пожалуй, ключевая деталь большинства северокорейских фильм. Образы трудолюбивых и упорных спортсменок, военных шпионок, архитекторов и швей, неизменно преданных партии, присутствуют практически в каждой второй ленте. К примеру, главная героиня фильма "Колеса счастья" – девушка-архитектор – отказалась от тихой семейной жизни в деревне и вернулась в Пхеньян, чтобы участвовать в общенациональном архитектурном конкурсе, а главный персонаж ленты "Бегом до самых небес" упорно тренировалась до обморочного состояния несколько лет, чтобы победить на Олимпийских играх.

Хотя СМИ и интернет в Северной Корее находятся под жестким контролем, время от времени иностранные фильмы все-таки попадают в прокат. На Пхеньянском международном кинофестивале показали "Мистера Бина", "Элизабет: Золотой век", "Играй, как Бэкхем". А в 2015 году в Пхеньяне даже выступила западная рок-группа – югославская арт-рок-группа Laibach, использующая в своем творчестве элементы милитаризма. Ее сюда привез норвежский режиссер Мортен Траавик, который также снял документальный фильм о самом выступлении – "День Независимости". Его также можно будет увидеть на Clique Fest, и что самое главное – с Траавиком можно будет пообщаться лично.

Больше