Поиск

Чехословацкая \"новая волна\": семь знаковых фильмов

Чехословацкая "новая волна": семь знаковых фильмов

Текст: Олеся Новикова


Шестидесятые стали для мирового кинематографа одним из самых важных периодов. Во многих странах начался подъём национального духа. Борьба за свободу и перемены сформировала либеральный политический климат. В нем молодые кинематографисты смогли развивать своё независимое творчество. Так в кинематографе Чехословацкой Социалистической Республики зародилась "новая волна", благодаря которой 60-е назвали золотым веком чешского и словацкого кино. Абстрагируясь от исторических и идеологических "травм" предшествующих поколений, молодые режиссёры обратились к индивидуальному сознанию, необременённому утилитаристскими взглядами и устаревшим мировоззрением. Именно поэтому чехословацкая "новая волна" – это новаторские, порой гротескные и эксцентрические фильмы, в которых образы и метафоры часто служат средством раскрытия табуированных тем.

Чехословацкая "новая волна": семь знаковых фильмов (фото 1)

Солнце в сети (1962)

Режиссёр: Штефан Угер

Этот фильм обозначил начало чехословацкой "новой волны", став знаковым для этого направления и для творчества режиссёра Штефана Угера. Атмосфера меланхолии и экзистенциализма царит в этой лирической истории, она – о несмелых чувствах юноши и девушки, которые встретились на крыше дома. Их жизни полны страхов, сомнений и трудностей. Именно это их и объединяет. Используя живую городскую обстановку и затрагивая социальные и политические проблемы Чехословакии тех лет, Штефан Угер показал реальность, в которой почти всё – метафора.

Чехословацкая "новая волна": семь знаковых фильмов (фото 2)

Алмазы ночи (1964)

Режиссёр: Ян Немец

Для своего дебютного полнометражного фильма Ян Немец взял автобиографический рассказ "Тьма не отбрасывает тени" классика чешской литературы и свидетеля холокоста Арношта Люстига. Экранизация показывает путь двух еврейских подростков, сбежавших из "поезда смерти", который вёз их в концлагерь. Каждый шаг определяет их судьбу, поэтому останавливаться нельзя. Обречённые на бегство и изнурённые бесконечной дорогой, герои видят не то сны, не то собственные воспоминания. Навязчиво повторяясь вновь и вновь, они запутывают сюжетный вектор и стирают грань между настоящим, прошлым и будущим.

Чехословацкая "новая волна": семь знаковых фильмов (фото 3)

Маргаритки (1966)

Режиссёр: Вера Хитилова

Один из наиболее экспериментальных и абсурдистских, фильм "новой волны", непринятый чехословацкими властями до Пражской весны 1968 года, но высоко оценённый критиками. Снятый вопреки всем запретам и канонам, он иллюстрирует мир, находящийся на грани своего существования – тот, в котором умирают человеческие ориентиры и ценности. В этом хаосе и ощущении потерянности две героини с одним и тем же именем – Мария – решают выйти за рамки социальных норм и условностей. Вкушая запретные плоды, они наслаждаются разрушением любых границ вседозволенности, но этот эпатаж лишь на время заглушает чувство пустоты и заставляет вернуться к началу.

Чехословацкая "новая волна": семь знаковых фильмов (фото 4)

О торжестве и гостях (1966)

Режиссёр: Ян Немец

Этот фильм Яна Немеца работает с точной метафорой тоталитарных механизмов. Гости, приглашённые на праздник к некоему высокопоставленному лицу, сталкиваются в лесу с отрядом охраны. Оказавшись задержанными, они стараются адаптироваться к поставленным требованиям и с лёгкостью выполняют любые команды: разделиться на мужчин и женщин, встать по алфавиту или остаться за чертой. И весь абсурд ситуации принимается героями картины как должное – так в представлении режиссёра выглядит тоталитарный режим – его мнимая свобода и манипуляция обществом.

Чехословацкая "новая волна": семь знаковых фильмов (фото 5)

Бал пожарных (1967)

Режиссёр: Милош Форман

Последний фильм, снятый Милошем Форманом до эмиграции в США – это едкая сатирическая комедия, во многом предвосхитившая умонастроения Пражской весны. Картина рассказывает о торжественном бале пожарных провинциального чехословацкого городка, на котором всё идёт не по плану. Розыгрыш лотереи на балу с разорванными призами превращается в аллегорию разорванной страны, а веселье и смех переходят в горькую усмешку. И хотя, изображая фарсовые ситуации на балу пожарных, режиссёр критиковал, скорее, всю политическую систему, после выхода фильма ему пришлось извиняться перед оскорблёнными чехословацкими пожарными.

Чехословацкая "новая волна": семь знаковых фильмов (фото 6)

Сжигатель трупов (1968)

Режиссёр: Юрай Герц

Мрачная и экспрессионистская картина Юрая Герца снята через год после выхода одноимённой книги Ладислава Фукса. Её герой – внешне порядочный семьянин и ответственный работник крематория – ведёт достойную жизнь гражданина Чехословакии 1930-х годов. Но маска благочестия срывается, когда в Праге появляется фашистская партия и предлагает герою вступить в её ряды. Друзья по партии убеждают его в том, что еврейская кровь жены и детей создаёт преграду для дальнейшего карьерного роста. Пронизанный элементами чёрного юмора, фильм воссоздаёт атмосферу ужаса времён холокоста.

Чехословацкая "новая волна": семь знаковых фильмов (фото 7)

Валерия и неделя чудес (1970)

Режиссёр: Яромил Иреш

Ознаменовав закат "новой волны" чехословацкого кино, этот фильм стал ещё и одним из самых ярких, культовых её примеров. Это сюрреалистическая "сказка" Яромила Иреша о приключениях юной Валерии, переживающей сложный этап взросления. Приключение похоже на кошмарно-прекрасный сон, полный подсознательных страхов, грёз и фантазий героини. Реальное сливается с мифическим, день превращается в ночь, и границы между этими субстанциями перестают быть ощутимыми. Через фрейдистскую и языческую символику предметы, вещи и истории обретают новый смысл.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше