Поиск

Братья Дарденн: "Каждый из нас кому-то что-то должен"

Интервью Buro 24/7 Украина

Братья Дарденн: "Каждый из нас кому-то что-то должен"

Текст: Buro247.kz

Имеет ли врач право устать и не принять пациента? На минувшем Clique Film Fest в Алматы показали последнюю работу титулованных братьев Дарденн "Неизвестная", где режиссеры подняли, пожалуй, одну из главных социальных тем нашего времени – безразличие. Чувство вины, долг, этика врача – главред Buro 24/7 Ukraine Алексей Тарасов поговорил об этом с французскими режиссерами, когда они только представили "Неизвестную" в Каннах

Можно ли сказать, что вы впервые сняли детектив?

"Неизвестную" нельзя назвать детективом в чистом виде, потому что главная героиня – врач, которая в своем расследовании не использует полицейские методы. Она делает то, что характерно для врача: внимательно слушает людей. Она занимается этим с первых кадров фильма: слушает их дыхание, прислушивается к жизни пациентов. Кроме этого, она давала определенную клятву и не должна разглашать те вещи, которые они ей рассказывают. Что касается социального и морального аспектов, фильм неизбежно отражает проблемы общества. В центре повествования – частный доктор, у которой есть те же симптомы, что и у ее пациентов. Этим заболеванием поражены мы все – я говорю о безразличии и нежелании нести ответственность за свои поступки.

Один из вопросов, который задает "Неизвестная",  имеет ли доктор право устать и не принять пациента. Как вы отвечаете на этот вопрос?

Профессия врача строится на принципе, что он должен спасти жизнь, максимально отсрочить смерть, облегчить страдания. Наша героиня Дженни попадает в ситуацию, когда из-за своей усталости, или из-за ссоры со своим ассистентом, или из-за чего-то еще она не открывает дверь клиники человеку, который нуждается в помощи. Дженни пренебрегает клятвой, к которой ее обязывает ее профессия, и это становится причиной смерти молодой девушки. Чувство вины Дженни усугубляется ее ответственностью перед людьми. Несмотря на то, что сама лично она не убивала, Дженни хочет искупить свою вину с помощью доброго поступка  дать погибшей девушке имя и таким образом вернуть ее к жизни. Если девушка так и останется безымянной и неизвестной, это будет означать, что ее никогда не существовало.

Братья Дарденн: "Каждый из нас кому-то что-то должен" (фото 1)

Правда жизни в том, что наши больницы закрываются в 7 вечера, и даже в рабочее время нужно просидеть 23 часа в коридоре, прежде чем вас примут. Возможно, в Бельгии иначе, но в нашей стране это серьезная проблема  врачи, которые не проявляют сочувствия.

У нас точно так же больницы закрывают двери в 7, а в 7:01 люди вроде нас берут камеры, чтобы рассказывать истории врачей, вроде нашей Дженни. Но в конце концов эта проблема касается не только системы здравоохранения, а всего мира в целом. Если мы трезво посмотрим на наше общество, то поймем, что никто ни за что не несет ответственности. Даже если уничтожают целые этнические группы, убивают сотни, тысячи людей, кто-то обязательно попытается найти этому оправдание. И в финале никто ни за что не отвечает. Мы бы хотели, чтобы люди перестали себя оправдывать и ответили за свои поступки.

Еще одна тема "Неизвестной", которая очень часто встречается в ваших фильмах,  это чувство вины.

Мы смотрим на чувство вины не с точки зрения религии. Просто мы уверены, что каждый из нас кому-то что-то должен. У каждого из нас есть долг перед другими. И когда мы открываем или запираем дверь, то отдаем себе отчет, что должны человеку, который с нами рядом. Еще больше это касается врача, который обязан открыть дверь сироте, вдове  каждому, кто в нее постучит. Этот момент осознания своего долга есть во всех наших картинах  и в "Розетте", и в "Обещании", и в "Сыне". Человеку всегда нужна помощь, чтобы выбраться из клетки, в которой он оказался. Я не знаю, почему нас так интересует эта тема. Как и все, мы тоже не против отвлечься и выпить пива, но эта тема снова и снова возникает в наших разговорах.

Главное отличие нашего нового фильма в том, что умершая девушка – это всего лишь призрак, мы никогда ее не видим. Нам не показывают ее тело, не показывают ее труп. Мы видим только моментальную фотографию, скриншот. Это был наш сознательный выбор – не показывать тело. Ни на берегу реки, где его закрывает экскаватор, ни на кладбище, где есть только портрет. Дженни так одержима этой девушкой, потому что никогда не видела ее во плоти. Этот призрак живет только в ее голове. А еще мы верим, что призраки черно-белые, именно поэтому и картинка с девушкой черно-белая.

Загрузить еще