Поиск

Математика в искусстве: Персональная выставка Сакена Нарынова в Астане

Математика в искусстве: Персональная выставка Сакена Нарынова в Астане

Национальный музей РК, 30 апреля

Текст: Екатерина Резникова


30 апреля в Национальном музее Республики Казахстан в Астане откроется персональная выставка казахстанского скульптора и архитектора Сакена Нарынова. Специально для Buro 24/7 искусствовед Екатерина Резникова расшифровывает некоторые работы Нарынова, в которых искусство граничит с наукой, а эстетические произведения являются в первую очередь сложными техническими изобретениями

Сакен Нарынов работает на грани совмещения науки и искусства. Художник и архитектор, скульптор и философ, он создает произведения, которые являются эстетическими объектами и сложными техническими изобретениями. Их размеры варьируются от карманных интерактивных головоломок до преображающих городскую среду монументальных инсталляций. Вплетаясь в урбанистическое пространство, они становятся знаками города, наполняя его новым символическим звучанием. Вне зависимости от габаритов авторские объекты Нарынова таят в себе загадку, неизменно оказывая на зрителя завораживающее действие.

Скульптура неразрывно связана с архитектурой, дизайном и точными науками. Так, математика, предстающая в художественном аспекте, становится искусством

При рассмотрении виртуозных арт-объектов Нарынова взгляд зрителя, остановившись на одной точке, становится ведомым и начинает подчиняться пластическому закону, по которому автор выстраивает форму. При тяготении к абстракции его произведения неверно трактовать как отвлеченные. Каждое из них – реализованный в пластической форме концепт, идея, порой целое философское учение. На идее противопоставления и бесконечного взаимного притяжения строится инсталляция "Параллельные миры" (2001). Образованные ячеистыми структурами ленты являются моделями символических пространств, в которых отображены подобные парные противопоставления: Вселенная – антиВселенная, безгранично большое – ничтожно малое, бесконечность мира – конечность познаваемого. Подобный принцип прослеживается и в работе "Кротовы норы (дыры)" (2003), где автор наглядно изображает гипотезу английского астрофизика Стивена Хокинга о существовании во Вселенной одноименного явления. Этот парадоксальный объект строится переплетением трех концентрических цилиндрических тоннелей, основу которых определяют бинарные оппозиции: продольное – поперечное, внутреннее – внешнее, большое – малое, левое – правое.

Работа Нарынова "Модель Галактики Лебедь-А" (1997) является символом и обыгрывается в логотипе ведущего технического ВУЗа Казахстана – КазНТУ им. Сатпаева

Творческие и научные исследования Нарынова направлены на понимание реальности в ее многообразии. Это величина, постоянно изменяющаяся: мир секунду спустя уже не является тем, чем он был за мгновение до этого. Стремясь постичь его устройство, скульптор препарирует реальность, вычленяя ее составляющие, определяя их взаимосвязи и переводя все это в сложную, виртуозно исполненную художественную форму, основанную на симметрии, отражении, смещении.

Ключом к пониманию структуры авторских объектов Сакена Нарынова является топология, которая изучает свойства тел и поверхностей, остающихся неизменными при деформациях – растяжениях, сжатиях, изгибах. Посвятив значительную часть творческой и профессиональной деятельности этому разделу математики, автор постигает природу пространства. Простые формы – тор, цилиндр или сфера – усложняются, множатся, скручиваются, раздваиваясь и срастаясь вновь.

Eсли бы Эйнштейн не открыл теорию относительности, ее открыл бы Пуанкаре, который уже догонял Эйнштейна. Но если бы Пикассо не написал "Гернику", то никто и никогда не сделал бы подобное

Скульптура неразрывно связана с архитектурой, дизайном и точными науками. Так, математика, предстающая в художественном аспекте, становится искусством. В своем стремлении воплотить красоту, точность и соразмерность математических законов в художественном произведении Сакен Нарынов созвучен творчеству известного голландского графика Маурица Эшера, создателя удивительных оптических иллюзий. Обращение к точным наукам как основе художественного мышления, попытка создать визуальную интерпретацию математических законов присуща им обоим. Только Эшер делает это в плоскости графического листа, а Сакен Нарынов – в трехмерном пространстве.

Значение разработок Сакена в области топологии высоко оценил ученик и последователь А. Эйнштейна, известный американский ученый Мартин Гарднер, отметив в личной переписке, что Нарынов "…заглянул так далеко, как никто другой…" В его творчестве нет обращения к моральным или социальным сторонам жизни. В фокусе – сложная форма объекта, подвергающегося постоянным воздействиям, трансформациям и метаморфозам.

В 2009–2010 годах два авторских проекта Нарынова были включены в двадцатку лучших проектов в мире

В работе "На берегу космического моря" форма объекта напоминает морскую раковину, это авторская интерпретация ленты Мебиуса, представленной одновременно как объем и как плоскость. Другая работа "Модель Галактики Лебедь-А" (1997) зарегистрирована в качестве изобретения. Замкнутая лента разделена прорезью на две самостоятельные полосы, одна из которых закреплена на основании, вторая немыслимым образом зависает без опоры, создавая иллюзию нарушения законов гравитации. Внимательное многократное скольжение взгляда по поверхности приводит к пониманию сути – геометрия замкнутой единой полосы создает иллюзию существования двух параллельных лент. Сегодня эта известная авторская работа является символом и обыгрывается в логотипе ведущего технического вуза Казахстана – КазНТУ им. К.И. Сатпаева.

Математика в искусстве: Персональная выставка Сакена Нарынова в Астане (фото 1)

Значительная часть объектов Сакена Нарынова выполнена из сетки, которая становится излюбленным материалом для воплощения авторского замысла. Будучи прочным материалом, она четко обозначает границы объекта, сохраняя при этом его прозрачность. Благодаря этому у зрителя появляется возможность постичь внутреннее устройство сложных визуальных форм. Сетка обладает замечательными свойствами, которые отвечают требованиям художника и специфике его произведений – способность заполнять плоскость без перекрытий и щелей, а также необходимая гибкость, позволяющая создавать необходимые сложные скручивания, переплетения, изгибы.

Выставка "Во времени и в пространстве" объединила лучшие произведения Сакена Нарынова, суммирующие основной круг его художественно-научных поисков

Благодаря соединению науки с законами эстетики завершенный объект обретает качества художественного произведения. В каждой работе присутствует пластическая выразительность формы, конструктивная цельность и сложная гармоническая архитектоника. В 2009–2010 годах два авторских проекта Нарынова были включены в двадцатку лучших проектов в мире. Искусство и наука формируют неразделимую область интересов Сакена Нарынова. Но все же степень их влияния различна. Так, в науке, если бы Эйнштейн не открыл теорию относительности, ее открыл бы Пуанкаре, который уже догонял Эйнштейна. Но если бы Пикассо не написал "Гернику", то никто и никогда не сделал бы подобное. Оценивая значение и роль субъекта в искусстве, уместно говорить о его избранности. Художник является проводником, медиатором, через которого в мир приходят идеи и концепты чувственно-эмоционального плана. Сакен Нарынов – в первую очередь художник, и лишь после – ученый, для него приоритет искусства выше науки. Но именно грани соединения искусства и науки, эмоций и разума рождают лучший результат через дар мастера, данный свыше.

Выставка "Во времени и в пространстве" объединила лучшие произведения Сакена Нарынова, суммирующие основной круг его художественно-научных поисков. Экспозиция строится по принципу символического космического пространства, где большая часть объектов предстает в подвешенном состоянии – парящие в воздухе, они словно нарушают законы гравитации.

 

Математика в искусстве: Персональная выставка Сакена Нарынова в Астане (фото 2)

Больше