- 01
- /
- 24
- 02
- /
- 24
- 03
- /
- 24
- 04
- /
- 24
- 05
- /
- 24
- 06
- /
- 24
- 07
- /
- 24
- 08
- /
- 24
- 09
- /
- 24
- 10
- /
- 24
- 11
- /
- 24
- 12
- /
- 24
- 13
- /
- 24
- 14
- /
- 24
- 15
- /
- 24
- 16
- /
- 24
- 17
- /
- 24
- 18
- /
- 24
- 19
- /
- 24
- 20
- /
- 24
- 21
- /
- 24
- 22
- /
- 24
- 23
- /
- 24
- 24
- /
- 24
Как работает наша память? Выставка Александра Угая "Топология образа" в Алматы
Первая персональная выставка Александра Угая в Центральной Азии
"Топология образа" Александра Угая – новый проект алматинской Aspan Gallery. Для казахстанского художника это первая персональная выставка в Центральной Азии, хотя его работы выставлялись в New Museum в Нью-Йорке, центре Помпиду в Париже, на Стамбульской и Московской биеннале. В Алматы он представил работы, выполненные с конца 1990-х годов по 2018 год, некоторые из которых здесь покажут впервые.
В целом выставка – это масштабное исследование понятия непрерывности памяти в самом широком смысле. "Не ретроспектива", – подчеркивает основатель галереи Меруерт Калиева. Ключевым образом можно назвать серию скульптур "Обскуратоны" 2017 года, первые образцы которых Александр создал в арт-резиденции в Польше. Обскуратон – это конструкция, в основе которой лежит простейшее устройство для получения изображения, камера-обскура. В оригинале это светонепроницаемый ящик с маленьким отверстием и экраном на противоположной стороне. Художник деконструировал этот объект так, что камера становится снимаемым и снимающим предметом одновременно, образуя замкнутый круг – пример непрерывности. "Установленный в некоем знаковом месте, обскуратон становится частью архитектурного пространства, символическим объектом и фотографическим образом одновременно. После проведения съемки объект разгерметизируется, превращаясь в развертку, где внутренняя фотографическая поверхность вступает в пространственные отношения с внешней символической формой и плотностью объекта", – пишет куратор выставки Юлия Сорокина. Всего на выставке представлены несколько обскуратонов. Один из них – оммаж наследию алматинского архитектора и художника Рустама Хальфина, разработавшего термин "пулота", гибрид слов "полнота" и "пустота". Пулота – это расстояние между сжатыми пальцами руки. "Желтоксан 1986" – абстрактный мемориал трагическим событиям 1986 года, "Тревожное сооружение" – образы "Триумфа Астаны", одного из крупнейших жилых комплексов столицы.
Память – одно из стержневых понятий, на котором строится исследование Александра Угая. Топология может быть пространственная, временная, но в этом случае мы сталкиваемся с ней именно в этом контексте. "Память работает через образ. И в визуальную эпоху очень важно понять, как меняется наше клиповое мышление", – рассказывает Александр Угай. Фотопроекты художника, изучающие коллективную память, представлены работами "Объекты памяти" 2013 года, на которых засняты обратные стороны архивных фотокарточек узников АЛЖИРа и Карлага. Видеоработы представлены так называемыми "кинообъектами", которые Угай снимал с конца 90-х годов в составе бишкекской арт-группы "Бронепоезд". Кроме видео и фото в экспозиции можно увидеть серию коллажей из советского журнала 1980-х годов "Модельер-конструктор" – работа 2013 года "Больше, чем мечты, меньше, чем вещи", выступающая образом конструирования желаний.
Таким образом, выставка становится заключительным этапом масштабного изучения понятия времени и его потоков. Связи между коллективной и личной памятью, коллективным и личным пространством, взаимодействие истории с сегодняшней реальностью и будущим – этими вопросами задается художник и предлагает нам найти ответ.
Выставка "Топология образа" будет проходить в зале ЕХРО комплекса Villa Boutiques & Restaurants с 1 марта по 8 апреля 2018 года.
Оставьте комментарий