Поиск

С чего началось казахское современное искусство? Сергей Калмыков

Пять художников, определивших развитие современного искусства

Текст: Buro247.kz

"Магистр цветной геометрии", "гроссмейстер волнистых линий", "гений первого ранга земли", "великий костюмер" – так величал себя Сергей Калмыков, казахский советский художник, иллюстратор и декоратор. "Первый казахский авангардист" – называл его другой казахстанский художник Сергей Маслов. Калмыков был учеником Мстислава Добужинского и Кузьмы Петрова-Водкина. Часть своей жизни он провел в Алматы, где работал над декорациями для ГАТОБ. На долгое время Калмыков был несправедливо забыт, но сегодня интерес к его персоне и творчеству вспыхнул с новой силой.  В 1991 и 2005 годах были опубликованы каталоги со статьям искусствоведа Валерии Бучинской, в 2003 – развернута экспозиция "Сергей Калмыков и русский авангард 1920-30-х гг." в ГРМ в Санкт-Петербурге, в 2006 году состоялась выставка "Сергей Калмыков – моя планета" в ГМИИ им. Пушкина. В США создан фонд Калмыкова, президент которого выпустил роман "Белый круг" о жизни художника, в 2017 году Государственный музей им. Кастеева выпустил полный каталог его работ, а сейчас готовится спектакль Рустема Бегенова "Светопреставление "Сергей Калмыков". К премьере мы решили рассказать подробнее о жизни и творчестве казахстанского художника, декоратора, иллюстратора и писателя.

sergey_kalmykov

Сергей Калмыков родился в Самарканде в 1891 году, вскоре после его рождения семья переехала в Оренбург. Мальчик учится плохо, но уже рисует. Затем он переезжает в Москву на учебу, а после – в Петербург, где встречается с Мстиславом Добужинским и Кузьмой Петровым-Водкиным. "Какие имена! То, о чем я раньше не смел мечтать. Я увижу настоящего Добужинского, потом, может быть, Бакста, и этого таинственного Петрова-Водкина, только что вернувшегося из Африки. Ничего лучшего для себя я не мог желать", – писал художник в своих дневниках. К слову, именно многочисленные дневники помогали художникам и искусствоведам восстановить историю жизни Калмыкова. В школе Калмыков провел четыре года, где получил блестящее художественное образование и профессиональную подготовку. "Просматривая мои этюды, Петров-Водкин сказал: "Точно молодой японец, только что научившийся рисовать..." – оставил запись в дневнике Калмыков.

sergey_kalmykov

В 1920 году Калмыков возвращается в Оренбург с войны, активно участвует в жизни города, оформляет революционные праздники, преподает историю искусств. В то же время туда на месяц приезжают Казимир Малевич и Эль Лисицкий – с выставками и лекциями. Эти встречи определенным образом повлияли на творчество Сергея Калмыкова. Искусствовед Елизавета Ким пишет: "Художественное формирование С. И. Калмыкова происходило в 1910 годы. В Москве и Петербурге это было время активного выступления различных творческих группировок. Появляется плеяда поэтов "серебряного века". В эти годы наблюдается большой всплеск интереса к науке. Работы Чижевского и Циолковского восхищали современников, проблемы полета в космос занимали многие умы". В Оренбурге Калмыков начинает работать в театре оформителем и декоратором, вместе с артистами изредка ездит на гастроли. Во время поездки в Актюбинск он знакомится с Брусиловским, который был командирован туда с целью пригласить труппу оперного театра на гастроли в Алма-Ату. В 1935 году Калмыков начинает работать в ГАТОБ. "В целях экономии средств и времени, художник театра – очень своеобразный человек – делал из одной заготовки для декорации две разных. Кроме декораций он создавал свои костюмы, очень театральные и эксцентрические, в которых смело ходил по улицам. Тут были старинные береты с кистями и бантами, цветастые камзолы с яркими планшетами на лентах через плечо, невероятных расцветок брюки с раструбом внизу и разрезом сбоку. Встречные испуганно шарахались при встрече с Калмыковым, а потом долго и изумленно смотрели ему вслед", – писал Брусиловский.

Калмыков работал над операми "Аида", "Князь Игорь", "Тоска", "Фауст". Значительное количество его работ посвящено историческим эпохам Древнего Египта и Вавилона. Кроме основной деятельности Калмыков делал иллюстрации и пейзажные наброски. Критики определяют дуализм как ключевую характеристику его творчества. С одной стороны это фантастические ландшафты, с другой – зарисовки спектаклей, городов, портретов. "Его произведения резко контрастировали с общей картиной советского искусства XX века, являя собой многоликость решений в отличие от единого заданного стиля тех лет. Личность, индивидуум, мировоззрение Творца – основные мотивы поиска и самовыражения художника. Любая работа Калмыкова – не просто итог раздумий, скоре, сам процесс размышления, становления чувств", – пишет искусствовед Светлана Кобжанова.

sergey_kalmykov

В огромной степени на его творчество повлияла душевная болезнь. У художника была диагностирована параноидальная шизофрения. Будучи уже в возрасте, он отказывал себе в элементарных бытовых удобствах, практически не ел горячей еды, все деньги тратил на книги по искусству, о чем писал в своих дневниках. Как и в молодости, прогуливался по улицам в театральной одежде, нередко привязывал к ней консервные банки для пущего привлечения внимания. "Художник верил в свою высокую миссию, подписывая свои работы "Гений 1 ранга Земли и Галактики". Он вырезал картонные круги и рисовал на них реалистичные пейзажи или предметы быта, а также автопортреты. Затем картонные круги сшивались, они были готовы для отправки во вселенную", – рассказывает Елизавета Ким. Калмыков называл себя гением, сравнивал себя с Пикассо, Бердслеем и многими другими. Отдельное место в его творчестве занимает цикл работ, посвященный Леонардо да Винчи. С итальянским художником Калмыков будто бы ведет бесконечные дискуссии о пространстве, времени, науке и жизни. 

"Вот представьте себе, из глубины вселенной смотрят на вас миллионы глаз, и что они видят? Ползет и ползет по земле какая-то скучная, одноцветная, серая масса – и вдруг, как выстрел – яркое, красочное пятно! Это я вышел на улицу!" 

Фраза "Это я вышел на улицу" стала названием короткого документального фильма Игоря Гонопольского, снятого о жизни Калмыкова. Сам художник скончался 27 апреля 1967 года, в алматинской психиатрической больнице. 

Одной из последних работ, посвященных художнику, станет спектакль "Сергей Калмыков "Светопреставление", поставленный режиссером Рустемом Бегеновым. Его предыдущая работа в качестве режиссера-постановщика – поп-механический спектакль "Медея. Он был номинирован на престижную российскую премию в области современного искусства им. Сергея Курехина. Ее вручают молодым амбициозным проектам, отличающимся новаторским и оригинальным подходом. Новый проект будет показан только 26 мая, но уже объявлен хедлайнером фестиваля Центра имени Мейерхольда "Новая драма".

По аналогии с "Медеей", "Светопреставление" – это новая форма театра, где происходит смещение акцентов: со смысловой и сюжетной части – на визуальную и музыкальную в большей степени. В ее основе – не жизнь и творчество самого художника, а его творческий гений. Точнее – одно из произведений художника как инструкция по созданию шедевра. И именно оно стало основой для написанной впоследствии пьесы. "Я практически ничего не знал об этом художнике до тех пор, пока не начал обсуждать преследующий меня образ коня с моим близким другом Айданой Кожагельдиной. Тогда она рассказала, что в Алматы жил и творил художник Сергей Калмыков, которого все считали городским сумасшедшим. По легенде, именно он вдохновил Петрова-Водкина на написание картины "Купание красного коня", показав ему свою работу "Красные кони". Тогда я начал свое исследование. Я прочитал множество записей из его дневников. Меня поразили его огромная творческая энергия, его гений, в какой-то степени сформировавшийся под влиянием болезни", - рассказывает Рустем Бегенов. 

sergey_kalmykov

Для зрителя, знакомого с творчеством с Калмыкова, спектакль станет открытием, взглядом на другую сторону жизни художника. В нем не найти отсылок к работам или биографии. В какой-то степени его можно охарактеризовать как фантасмагорию по мотивам его мыслей и самого существования. "Калмыков так и не стал влиятельным художником – едва ли мы сможем найти отсылки к его творчеству в работах других мастеров. Его стиль едва ли уникален. До недавнего времени он был практически забыт, а больше всего его современникам запомнились его сумасшествие, эпатажность. Он не стал тем самым значимым художником, который принес новый жанр, прославился, оставил после себя масштабный след в истории. Его существование можно назвать бессмысленным. Это меня и вдохновило. Сегодня важность человеческого существования определяется исключительно его полезностью. Целью является сделать что-то в своей жизни, оставить после себя наследие, быть нужным. Калмыков жил бессмысленно и беззаботно, как должен жить человек", - говорит Бегенов. 

В "Светопреставлении" об исторических формах отношения к безумию речи не будет. В основе спектакля – переработанная документальным драматургом Екатериной Бондаренко инструкция по созданию шедевра, придуманная художником. Сюжетную канву можно охарактеризовать как путь, который человеческий рассудок проходит от нормального, обыденного состояния, до состояния гения, создающего шедевры. 

Премьера техно-спектакля "Светопреставление "Сергей Калмыков" пройдет в Алматы 26, 27 и 28 мая. Билеты можно приобрести на Ticketon.kz

Оставьте комментарий

Загрузить еще