Поиск

Открытие выставки \"Художник спит\" Елены и Виктора Воробьевых

Открытие выставки "Художник спит" Елены и Виктора Воробьевых

Новейшая история Казахстана

Текст: Галина Рыжкина

Фото: Марина Карпыкова


В музее Кастеева открылась большая выставка Елены и Виктора Воробьевых "Художник спит". На протяжении долгих лет два автора наблюдали и исследовали переход социалистического Казахстана к капитализму, скрупулезно фиксировали изменения идеологий, но главное – поведение людей, которых вырвали из одной реальности и поместили в другую. Фактически "Художник спит" – это учебник по новейшей истории Казахстана, но написанный неравнодушными идеологами, и даже не учеными, а художниками, с теплом, любовью и интересом к тому, что граждане чувствуют

Воробьевы людей любят. Много лет они пристально исследуют быт постсоветского человека, его тяжелые и драматичные метаморфозы, наблюдают, как в руках этого человека в устроенную житейскую повседневность превращается любая идеология. Будь то билборды с гербами социалистических республик, ставшие забором к обветшалому дому, или голубой цвет, в который теперь окрашены даже фартуки буфетчиц. Делают они это с легкой иронией, осторожно и, как говорит куратор Виктор Мизиано, неспешно, как будто пишут научную работу.

"То, что когда-то было вознесено и метафорически, и буквально, вдруг упало вниз И придалось, как все, что было советское, процессу распада, ушло в повседневность", – говорит Мизиано

Пока писалась новейшая история Казахстана с введением национальной валюты и принятием Основного закона, переходом к рыночной экономике и свободе предпринимательства, Воробьевы с внимательностью ученых фиксировали, как обычные граждане пытаются обустроить свою новую жизнь. Сегодня о стихийных рынках, на которых торговали советскими значками, кипятильниками, гвоздями и старыми кофейниками, вспоминать не принято, но это ведь тоже часть той истории, и очень яркая. Елена и Виктор продолжают снимать стихийные торговые лотки по всей Центральной Азии и покупают одну из выставленных на продажу вещей. Раньше это были черно-белые фотографии Софи Лорен и лиц советской эстрады, теперь – георгиевские ленточки. Время поменялось.

"Люди включились в стихийный рынок, в стихийный процесс обмена. Обмен – это не только "купи-продай", обмен – это отношения, узнавание другого. Что можно было в быту решить, продав две пачки старой, невыкуренной "примы"?

 

Название выставке дала известная работа Воробьевых, концептуальная, позволяющая понять и почувствовать ход мыслей художников. "Художник спит" – кусок обычной комнаты, помещенной в галерейное пространство, кровать, старый коврик на стене и тапки. На кровати, укрывшись с головой пледом, лежит фигура человека. Эта работа идеей тоже из постсоветских 90-х, когда художник стал превращаться в предпринимателя. Воробьевский отстранился от суеты, отказался от борьбы за деньги, конъюнктуру и погрузился в глубокий сон.

Aspan Gallery – галерея, у которой пока нет пространства, но есть солидный кейс с удачными проектами. В марте в постоянную экспозицию музея Кастеева хрупкая Меруерт Калиева и куратор Виктор Мизиано внедрили радикального Ербосына Мельдибекова, которого так в государственном музее никогда не показывали. Внедрить современного художника в академический казахстанский музей – это почти как показывать "Нимфоманку" в религиозной школе или выпустить на сцену "Ла Скалы" Мэрилина Мэнсона. В мире так давно экспериментируют, в Казахстане классический музей и современное искусство довольно долгое время существовали в параллельных реальностях. Теперь это не так. "Результат эксперимента – резонанс и большая посещаемость", – говорит куратор музея искусств Елизавета Ким. Судя по количеству гостей на открытии выставки Елены и Виктора Воробьевых, ее ждет такой же успех.

 

 

 

 

 

Больше