Поиск

Опера \"Аттила\" в Астане: премьера

Опера "Аттила" в Астане: премьера

Полюбите варвара

Текст: Галина Рыжкина

Фото: Марина Карпыкова


"Вот он, этот светлый день, – подумала я, застегивая ремни безопасности в кресле, – одна легкая сумка, одно строгое платье, билет туда-обратно, разговоры только о прекрасном, искусство – в приоритете". Дорогая редакция отправила меня насладиться лучшим басом мира, увидеть, как лучший дирижер держит оркестр в напряжении, и понять наконец, что же там придумал этот лучший итальянский режиссер, о котором без умолку рассказывают газеты в последние месяцы. Лучший, лучший, лучший...  Я внимательно прочитала либретто и настроилась получать удовольствие.

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 1)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 2)

Если сегодня в демократических странах и есть место дворцовой роскоши, оно, определенно, в театре. Так уж живет мир, это его традиция на века: демонстрировать роскошь можно и нужно в театре. Театр "Астана Опера" – это место, где роскоши много. 60 гримерных – это роскошь, так же, как многоуровневая сцена с автоматической системой управления, лепнина, расписной потолок, над которым трудились, о мой бог, итальянские зодчии, колонны и огромные скульптуры у входа. Внутри лифты, не поверите, золоченые. Но то ли платья в пол, то ли игристое вино, то ли мраморная мозаика пола и люстры, а может, все вместе прощает позолоту лифтов и даже делает её уместной. Вокруг суетятся журналисты, мелькают вспышки фотокамер, женщины прибирают платья, позируют, пока есть время до интеллигентного звонка, а потом по зеркальной мозаике растворяются в алом зале. Рядом присаживается пожилая пара. Мужчина потом будет мучиться, когда ноги затекут, но они купили билеты, в этом есть какой-то семейный договор, а значит, надо сидеть и внимать прекрасному.

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 3)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 4)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 5)

Где-то в интервью лучший бас мира Ильдар Абдразаков рассказывал жуткую историю, как в Италии зрители кричали ругательства в адрес не понравившейся им солистки, а она пела и плакала, плакала, но пела. У итальянцев опера, наверное, в крови, с XV века. Наш зритель – лучший в мире, потому что в ближайшие века не освистает. Тем более что режиссер Пьер Луиджи Пицци, тот самый, лучший, постарался на славу и представил Аттилу Абдразакова не варваром, а благородным воином. Удивительно, и ему это удалось. Абдразаков блестяще и уверенно владеет партией, он мечтал о ней с детства, исполнял ее и в Италии,  и в родном Мариинском театре. Глядя на виртуозные страдания влюбленного повелителя всех гуннов в красном плаще, наброшенном на оголенную грудь, что вздымается то ли от бесконечных войн, то ли от тоски и предчувствия смерти, забываешь и про "бич божий", и про разоренные земли, и вообще про все, что там было в середине V века. Он отдает свой меч плененной девушке из Аквилеи Одабелле, которая им же его и убивает. Видишь, как умирает варвар, и думаешь: "Ох уж эти римляне..."  

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 6)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 7)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 8)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 9)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 10)

Премьера "Аттилы", которую так долго и тщательно готовил новый столичный театр, рассчитана на разного зрителя: отечественного и мирового. С отечественным все понятно: ему не устоять перед звездами, Гергиеву аплодировали до боли в ладошках. Удивить искушенных театральных критиков и знатоков оперы труднее. Они знают Гергиева, дружат с Пицци и слышали Абдразакова в Ла Скала и Метрополитене. Для них это была премьера театра, с хорошим звуком и техническими возможностями. Гости театр оценили. Но ранняя опера Верди "Аттила" – редкая, сложная, говорят, особенности музыкального строения, и в целом 20 минут оваций – заслуга не только приезжих звезд. Уверенность в том, что у театра – блестящее будущее, дает хор, который стал для критиков откровением, и молодой оркестр. Да что там хор, я пыталась разглядеть в гуннах, снующих по сцене, солдат Нацгвардии, которых пригласили в качестве миманса. Солдат не было – только артисты.

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 11)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 12)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 13)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 14)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 15)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 16)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 17)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 18)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 19)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 20)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 21)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 22)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 23)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 24)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 25)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 26)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 27)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 28)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 29)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 30)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 31)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 32)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 33)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 34)

Опера "Аттила" в Астане: премьера (фото 35)

Фото: Карла Нур, Марина Карпыкова

 

Оставьте комментарий

Больше