Поиск

\"Медея. Материал\": Поп-механический спектакль Рустема Бегенова

"Медея. Материал": Поп-механический спектакль Рустема Бегенова

По Хайнеру Мюллеру

Текст: Галина Рыжкина

Фото: Марина Карпыкова


Обезличенная механика, монотонные голоса и молчаливые модели. А внутри этого самая страшная трагедия человека – потеря всего человеческого. Накануне в Алматы прошел экспериментальный поп-механический спектакль "Medea. Material" молодого режиссера Рустема Бегенова по пьесе Хайнера Мюллера

Мюллер – второй известный немец-драматург после Брехта. Бегенов – молодой и еще неизвестный казахстанский режиссер, который решил впервые перевести пьесу Мюллера на казахский язык. История создания спектакля оказалась символичной и понравилась бы руководителю "Берлинер ансамбль", потому что в ее основе тоже было слово. 

"Медея. Материал" – трагедия Мюллера без знаков препинания. Совершенно никаких тебе точек, запятых, тире. Ставь паузы, делай акценты, трактуй слова, как чувствуешь, как видишь, такое совершенно свободное слово. А слог – будто писал ее Еврипид – пафосно-трагичный, как любили греки. В основе – знаменитая история о варварке, предавшей родину и семью ради любимого и новой жизни, но не сумевшей вынести предательство в ответ. У немецкого драматурга – это история короткого превращения человека в чудовище. Боль и страдания его Медеи по поводу содеянного настолько сильные, что ничего не остается, кроме как отречься от себя вообще, отказаться от всего человеческого, перестать что-либо чувствовать. Мюллер жил в ГДР, где он тоже страдал, и в "Медее", как и в других его работах, – много размышлений на тему Германии и ее чудовища – фашизма. 

"Медея. Материал": Поп-механический спектакль Рустема Бегенова (фото 1)

Бегенов лишил Медею лица, текст – эмоций, а звуки – музыки. Текст на казахском и русском языках озвучивали актеры, на сцене были только модели, рядом с ней – музыканты, но издавали они больше скрип и скрежет. Его трактовка Мюллера понята сегодня каждому человеку, который смотрит и читает новости, хотя сам режиссер признается, что не хотел привязываться к политике этого дня. Но такой стоит сегодня день – от политики в нем больше никуда не деться. Когда видишь на сцене девушек в балахонах, вспоминаешь историю Медеи и сотен тысяч современных беженцев, ждущих своего корабля и мечтающих о новой жизни, как когда-то варварка. Весь мир бежит и ищет лучшей жизни. На что мы ради нее готовы?

Спектакль покажут сегодня и завтра вечером. А потом – 3 февраля во время фестиваля "Откровение". 

"Медея. Материал": Поп-механический спектакль Рустема Бегенова (фото 2)

"Медея. Материал": Поп-механический спектакль Рустема Бегенова (фото 3)

"Медея. Материал": Поп-механический спектакль Рустема Бегенова (фото 4)

"Медея. Материал": Поп-механический спектакль Рустема Бегенова (фото 5)

"Медея. Материал": Поп-механический спектакль Рустема Бегенова (фото 6)

"Медея. Материал": Поп-механический спектакль Рустема Бегенова (фото 7)

"Медея. Материал": Поп-механический спектакль Рустема Бегенова (фото 8)

"Медея. Материал": Поп-механический спектакль Рустема Бегенова (фото 9)

"Медея. Материал": Поп-механический спектакль Рустема Бегенова (фото 10)

 

"Медея. Материал": Поп-механический спектакль Рустема Бегенова (фото 11)

"Медея. Материал": Поп-механический спектакль Рустема Бегенова (фото 12)

 

 

Больше