Поиск

Европейская биеннале современного искусства \"Манифеста 10\": Диалоги

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги

Классическое и contemporary

Текст: Владислав Слудский

Фото: Эльмира Какабаева


28 июня в Санкт-Петербурге открылась Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10", куратором которой выступил Каспер Кёнинг. Основной идеей Кёнинга стал диалог классического и современного искусства в пространстве одного из главных музеев мира – Эрмитажа. Арт-директор алматинского фестиваля ARTBAT FEST Владислав Слудский побывал на биеннале и поделился с читателями Buro24/7 увиденными диалогами

 

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 1)

"Манифеста" – особенная биеннале, она выбирает не только кураторов, но и площадку, каждый раз переезжая на новое место. "Манифеста 9" прошла на территории заброшенной шахты в небольшом бельгийском городе Генке. После шахты выбор петербургского Эрмитажа не мог не вызвать жарких споров и интереса. Часть европейских художников даже предлагали бойкотировать "Манифесту". Но куратор Каспер Кёнинг остался непреклонен.

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 2)

Так в Эрмитаже рядом с Матиссом, Малевичем и Ван Гогом поселились Тацу Нисе, Вольфганг Тильманс и другие современные художники. Их работы были интегрированы в постоянную коллекцию государственного музея, и начался диалог.

Японский художник Тацу Ниси воздвиг внутри Зимнего Дворца небольшой деревянный дом со стандартным интерьером. Главным жильцом искусственного домика Ниси стала огромная дворцовая хрустальная люстра Эрмитажа.

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 3)

Игры вокруг пространства и искусственное погружение зрителя в необычный контекст не являются для Ниси чем-то новым. Год назад он сделал похожий проект в Нью-Йорке, когда соорудил комнату вокруг стелы Христофора Колумба на Columbus Circle. Это позволяет зрителю почувствовать себя в определенной атмосфере, приблизиться к предмету (в данном случае это люстра Эрмитажа), который в обычной жизни недоступен и не очень заметен.

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 4)

Еще одним диалогом стала работа Йозефа Бойса "Экономические ценности". По условиям автора, полки с товарами из магазина ГДР помещаются в музейное пространство по соседству с картинами, созданными в период жизни Карла Маркса (1813-1883). В Эрмитаже инсталляцию Бойса установили рядом с малыми голландцами. Белый куб, который видно по центру, сделан из свиного жира, его запах можно почувствовать даже в других залах, Бойс много экспериментировал с материалами, и органический жир не раз появляется в самых разных его произведениях.

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 5)

Несмотря на то, что биеннале проходит в Петербурге, российских художников на основной площадке немного, потому что эффект обменной платформы тут важнее, чем реализация каких-то амбиций. Одной из центральных стала работа Павла Пепперштейна Europa in Trouble, которую художник показал зимой на персональной выставке "Святая политика".

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 6)

Работа "Скорый День" Вадима Фишкина представляет собой белую комнату с быстро идущими часами. Меняется время – меняется свет. Все, как в реальности, только у Фишкина сутки занимают всего 2,5 минуты. Отойти от "Скорого дня" практически невозможно, потому что свет подобран с невероятной точностью, и зрители любуются течением времени Фишкина несколько раз.

Своего рода диалогом российского и мирового, прошлого и будущего стал проект Франсиса Алюса (Francis Alÿs), который вместе со своим братом совершил путешествие по России на "Ладе-копейке". Это было его давней мечтой, мечтой ярого приверженца левых взглядов, который когда-то верил в идеальное социалистическое государство и мечтал до него доехать. Завершающей точкой проекта стала авария, которую художник инициировал во дворе Зимнего Дворца. Так он обошелся со своими мечтами и взглядами.

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 7)

Интересен проект Дмитрия Пригова, который отвернул холсты от зрителя, закрыл их черными перекрытиями и подписал: “There is Malevich”, “There is Leonardo", — и так далее. Важно знать, что на холстах ничего нет, воображение человека автоматически дорисовывает образы картин, основываясь на именах, которые он видит сбоку.

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 8)

Смысл еще и в том, что как только зритель попадает в помещение, ему в глаза бросаются подписи, сделанные Приговым, и какое-то время он просто не замечает оригинальный "Черный Квадрат" Малевича, который висит на противоположенной стене. В сущности, так художник исследует идею о "закате искусства", о том, что оно не для зрителя больше, а для себя. И это прекрасный диалог, потому что существует огромное количество интерпретаций "Квадрата", и одна из довольно распространённых – это то, что Малевич таким образом поставил точку в эпохе искусства для зрителя.

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 9)

Помимо основной площадки, обязательно посетите параллельную программу, которая стала "отвечающей на вызовы времени" частью "Манифесты", остросоциальной, с ярким политическим контекстом. Главная площадка параллельной программы расположена в здании Кадетского корпуса. Среди участников – Анастасия Заборовская, Иван Плющ, а также знакомая Казахстану по ARTBAT FEST’у группа "МишМаш". Еще одна интересная выставка – "Не Музей. Лаборатория эстетических подозрений", организованная при поддержке фонда Смирнова. Некоторые параллельные программы откроются ближе к августу, а сама Manifesta 10 продлится до 31 октября.

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 10)Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 11)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 12)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 13)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 14)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 15)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 16)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 17)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 18)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 19)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 20)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 21)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 22)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 23)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 24)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 25)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 26)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 27)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 28)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 29)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 30)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 31)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 32)Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 33)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 34)

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста 10": Диалоги (фото 35)

Больше