
"Лида – больше чем художник": в Aspan Gallery открылась ретроспектива работ Лидии Блиновой
30 октября в Aspan Gallery открылась выставка "В честь Л.Б." – ретроспектива работ казахстанской художницы Лидии Блиновой, любовно собранная её друзьями, художниками Еленой и Виктором Воробьевыми. Сегодня о работах и творчестве Блиновой чаще говорится в контексте её творческого союза с художником Рустамом Хальфиным, но эта экспозиция призвана рассказать о ней как о художнице, повлиявшей на становление современного искусства Центральной Азии.
"Лида и Рустам были первыми концептуалистами в Центральной Азии, – рассказывает куратор Елена Воробьева, – сюрреализм или, там, соцреализм, были далеки от них". Так, в 1995 году, в галерее "Коксерек" Лидия Блинова представила свою "Поэму о кошке", написанную вдоль стен у самого пола, "чтобы поэму могли прочитать кошки", это была одна из первых концептуальных инсталляций в казахстанском искусстве того времени. Тогда художники ещё даже не пользовались этим термином.
"Пальцевой орнамент", 1995 год, фото-инсталляция









Но сфера её интересов не ограничивалась одним поджанром. Блинова закончила архитектурный факультет Казахского политехнического института, свою карьеру начала как скульптор по дереву. Позже работала с театром в качестве декоратора и оформителя, была художником по костюмам на фильме Сергея Бодрова – старшего "Непрофессионалы", оформляла книгу архитектора Алмаза Ордабаева, принимала участие в разработке вариантов проекта Новой площади в Алматы. Несмотря на её творческую активность, работ Лидии осталось совсем немного – большинство из них имело весьма эфемерный характер, они дошли до нашего времени в качестве набросков, воспоминаний и фотографий. Поэтому именно с набросков начинается экспозиция. Сборник эскизов Блиновой почти 25 лет оставался в архивах у племянницы Рустама Хальфина, где его удалось обнаружить кураторам непосредственно перед выставкой. "Это своего рода лаборатория, её домашние заготовки, масса набросков и зарисовок. Здесь можно увидеть как формально-эстетические поиски композиций, так и эскизы ювелирных украшений, разработку марионеток и много мелких рисунков, отражающих сферу интересов и занятий Лиды. Чтобы зрители могли внимательней рассмотреть их, мы развесили лупы", – рассказывают кураторы.






Инсталляция Look в центре зала – интерпретация одноименной инсталляции Лиды, сделанной совместно с Анне Химмельстранд в зале Союза архитекторов в 1994 году. Look – здесь и английское слово "смотри", и русское "лук", соответственно. Белые чаши с окрашенной в ярко-синий цвет водой – образ глаз, смотрящих в небо, и отражение небес в них. Инсталляция по своему смысловому наполнению отсылает нас к чашно-купольной системе изображения, изобретенной советским живописцем Владимиром Стерлиговым, последователями которого были Хальфин и Блинова.
Интересно выставлены сами работы. Стены зала намеренно наполовину оставлены пустыми, лишь вдоль плинтуса тонкой линией идет "Поэма об ученой кошке". И хотя выставка названа ретроспективой работ Лидии Блиновой, мы смотрим на них сквозь призму "воробьевского" видения творчества художницы. Бережно, даже нежно Елена и Виктор собрали и структурировали её немногочисленное наследие, но всё равно оставили место для того, что Блинова ещё не успела нарисовать, придумать, сделать. Эта выставка – очень интимный взгляд друзей и близких людей, который передается и зрителям.
"Преследование художественной карьеры не было целью её жизни. Она была равнодушна к каким-либо званиям, регалиям, публичному признанию и вниманию, в отличие от своего супруга Рустама Хальфина. Поэтому она почти никогда не доводила до конца свои произведения, а переходила к другим идеям, которые её увлекали", – рассказывает основательница галереи Меруерт Калиева.
Выставка "В честь Л.Б." продлится до 15 декабря в пространстве EXPO-комплекса Villa Boutiques & Restaurants.
Оставьте комментарий