Поиск

\"Лида – больше чем художник\": в Aspan Gallery открылась ретроспектива работ Лидии Блиновой

"Лида – больше чем художник": в Aspan Gallery открылась ретроспектива работ Лидии Блиновой

Текст: Buro247.kz


30 октября в Aspan Gallery открылась выставка "В честь Л.Б." – ретроспектива работ казахстанской художницы Лидии Блиновой, любовно собранная её друзьями, художниками Еленой и Виктором Воробьевыми. Сегодня о работах и творчестве Блиновой чаще говорится в контексте её творческого союза с художником Рустамом Хальфиным, но эта экспозиция призвана рассказать о ней как о художнице, повлиявшей на становление современного искусства Центральной Азии.

"Лида и Рустам были первыми концептуалистами в Центральной Азии, – рассказывает куратор Елена Воробьева, – сюрреализм или, там, соцреализм, были далеки от них". Так, в 1995 году, в галерее "Коксерек" Лидия Блинова представила свою "Поэму о кошке", написанную вдоль стен у самого пола, "чтобы поэму могли прочитать кошки", это была одна из первых концептуальных инсталляций в казахстанском искусстве того времени. Тогда художники ещё даже не пользовались этим термином.

Но сфера её интересов не ограничивалась одним поджанром. Блинова закончила архитектурный факультет Казахского политехнического института, свою карьеру начала как скульптор по дереву. Позже работала с театром в качестве декоратора и оформителя, была художником по костюмам на фильме Сергея Бодрова – старшего "Непрофессионалы", оформляла книгу архитектора Алмаза Ордабаева, принимала участие в разработке вариантов проекта Новой площади в Алматы. Несмотря на её творческую активность, работ Лидии осталось совсем немного – большинство из них имело весьма эфемерный характер, они дошли до нашего времени в качестве набросков, воспоминаний и фотографий. Поэтому именно с набросков начинается экспозиция. Сборник эскизов Блиновой почти 25 лет оставался в архивах у племянницы Рустама Хальфина, где его удалось обнаружить кураторам непосредственно перед выставкой. "Это своего рода лаборатория, её домашние заготовки, масса набросков и зарисовок. Здесь можно увидеть как формально-эстетические поиски композиций, так и эскизы ювелирных украшений, разработку марионеток и много мелких рисунков, отражающих сферу интересов и занятий Лиды. Чтобы зрители могли внимательней рассмотреть их, мы развесили лупы", – рассказывают кураторы.

Инсталляция Look в центре зала – интерпретация одноименной инсталляции Лиды, сделанной совместно с Анне Химмельстранд в зале Союза архитекторов в 1994 году. Look – здесь и английское слово "смотри", и русское "лук", соответственно. Белые чаши с окрашенной в ярко-синий цвет водой – образ глаз, смотрящих в небо, и отражение небес в них. Инсталляция по своему смысловому наполнению отсылает нас к чашно-купольной системе изображения, изобретенной советским живописцем Владимиром Стерлиговым, последователями которого были Хальфин и Блинова.

Интересно выставлены сами работы. Стены зала намеренно наполовину оставлены пустыми, лишь вдоль плинтуса тонкой линией идет "Поэма об ученой кошке". И хотя выставка названа ретроспективой работ Лидии Блиновой, мы смотрим на них сквозь призму "воробьевского" видения творчества художницы. Бережно, даже нежно Елена и Виктор собрали и структурировали её немногочисленное наследие, но всё равно оставили место для того, что Блинова ещё не успела нарисовать, придумать, сделать. Эта выставка – очень интимный взгляд друзей и близких людей, который передается и зрителям. 

"Преследование художественной карьеры не было целью её жизни. Она была равнодушна к каким-либо званиям, регалиям, публичному признанию и вниманию, в отличие от своего супруга Рустама Хальфина. Поэтому она почти никогда не доводила до конца свои произведения, а переходила к другим идеям, которые её увлекали", – рассказывает основательница галереи Меруерт Калиева.

Выставка "В честь Л.Б." продлится до 15 декабря в пространстве EXPO-комплекса Villa Boutiques & Restaurants. 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий