Поиск

Летние приключения и дворовые догонялки: о чем персональная выставка Ambujerba

Летние приключения и дворовые догонялки: о чем персональная выставка Ambujerba

Текст: Владислав Слудский

Фото: Ambujerba "Amonita" (2020)

За последний век, а точнее с начала XX века, живопись пережила больше метаморфоз, чем за всю историю своего существования. От читаемых лишь издалека мягких мазков импрессионистов, с их торжеством света, до резких и агрессивных полотен американских абстракционистов, а иногда – "цветовых пятен", как у Марка Ротко. Картины жгли, топили, резали, создавали монохромы и оптические иллюзии, были поп-арт и фотореализм, тотальные инсталляции, как у Катарины Гроссе, или картины, размер которых меньше спичечного коробка, как у Хасана Кале.
И даже при таком многообразии живопись всякий раз изобретает себя заново, она по-прежнему остается самым очевидным проявлением искусства и самой популярной его формой на рынке, зачастую опережая, например, скульптуру почти вдвое.

Конечно, если у коллекционера уже есть насмотренность и способность критически анализировать произведения искусства, то живопись не всегда будет самым очевидным его выбором. Однако для начинающих (для пополнения молодых коллекций) этот выбор кажется самым понятным. Более того, у крупных аукционных домов есть негласные критерии оценки тех или иных картин, согласно которым, скажем, портреты мужчин продаются чаще, чем портреты женщин, у горизонтальных работ есть больше шансов уйти с молотка, чем у вертикальных, синий цвет продается лучше, чем красный, и так далее.
Нельзя не вспомнить концептуальный проект "Выбор народа" художественного дуэта Комара и Меламида, который в середине 90-х прогремел сначала в Нью-Йорке, а потом и по всему миру. В поисках ответа на вопрос, что же такое "хорошая картина", они наняли социологов, чтобы те провели анкетирование с примерно такими вопросами: "Какой цвет вы предпочитаете видеть на картине больше всего? Нужны ли там виды природы или городского ландшафта? Если там есть люди, то исторические ли это личности, или звезды поп-культуры?".

Летние приключения и дворовые догонялки: о чем персональная выставка Ambujerba (фото 1)
America’s Most Wanted Painting
(courtesy of Komar and Melamid Studio)

Собрав данные, Комар и Меламид написали самую нелюбимую и самую любимую картины американцев. Проект так понравился кураторам и институциям, что в течение следующих лет художники повторили его в Турции, России, Китае, Франции, Кении и еще в нескольких странах. Забавно, что большинство людей проголосовало за то, чтобы на картине были природа, синяя вода, какое-нибудь животное и фигура человека. Единственной страной, которая проголосовала за абстракцию, была Голландия, а пользователи интернета (как некой отдельной универсальной территории) выбрали, конечно, собачку – даже в далеком 1996.

Скорее всего, Комар и Меламид дурачились, но нащупали что-то важное – если объективные оценки в живописи и существуют, статистика – не тот инструмент, который поможет нам их отыскать, а цифры скорее путают, чем приближают к истине.

В Казахстане не так много молодых художников, которые занимаются живописью. Это все еще доминантная форма, которая не дает такого разнообразного инструментария, как, например, новые медиа, где можно создавать свои вселенные, не ограничивая себя физическим пространством. Более того, живопись предполагает сложную логистику, картины надо где-то хранить, иметь студию и постоянно пополнять запасы холста, красок, подрамников и прочего. Поэтому выбор Ambujerba – исследовать мир через эту консервативную технику – сильно контрастирует с тем, что делают художники его поколения. Инверсии же помогают нам лучше понять экосистему, в которой живет сегодня молодое искусство Казахстана. Удивительная агрессия, чистота и наивность пульсируют внутри этих произведений и скорее напоминают андерграундный Lower East Side начала 80-х, чем привычный поиск идентичности, который чаще всего видишь на выставках в Казахстане. На полотнах виден дух города и даже районов, где вырос художник: молнии, огонь и решетки-солнышки, скелеты, вагины, зубы и молотки – всё это путешествует из одной картины в другую, а иногда вываливается в виде причудливых, но странно знакомых керамических и гипсовых объектов.

Противопоставляя свой путь большому поиску страновой или даже региональной идентичности, Ambujerba заново открывает нам город. Поход на его выставку сравним с дворовыми догонялками, летним приключением и секретом, который хранит двор, где ты растешь. Безусловно, все эти фигуративные полотна поддаются семиотическому анализу, и есть способы понять, что же там делает тот или иной символ, но лучше оставить это на территории чувственного, там, где анализ кажется грубым и неуместным. Художник, никогда не изучавший живопись в профильном вузе, скорее всего хочет, чтобы его работы активировали участки мозга, отвечающие за эмоции, а не за рациональный анализ. Из очевидного: можно сказать, что все эти картины написаны под влиянием анимации и мультфильмов, которые любой подросток из 90-х жадно смотрел на Fox Kids или Nickelodeon. Современная живопись в целом часто выглядит как сошедший с экрана телевизора стоп-кадр, и работы Ambujerba хорошо попадают в это течение. Произведения ситуативны, сделаны на основе ощущений "здесь и сейчас". Это не полотна, над которыми работаешь месяцами, а хокку, которые пишешь за несколько сжатых минут. Рискну предположить, что ни одна из этих картин не создавалась дольше нескольких дней – в них живет это ощущение сиюминутности и определенной искренности, довольно редкой для вдумчивой и осторожной современной живописи.

Персональная выставка Ambujerba продлится до 10 февраля – с четверга по воскресенье, с 12:00 до 20:00, или по предварительной записи по телефону +7(701) 712-46-20. Адрес: ул. Панфилова, 92/63.

Больше