Поиск

Культпросвет: картина Владимира Боровиковского \"Портрет Петра Николаевича Дубовицкого\"

Культпросвет: картина Владимира Боровиковского "Портрет Петра Николаевича Дубовицкого"

Текст: Галина Сырлыбаева


В рамках совместной с музеем имени А. Кастеева рубрики "Культпросвет" мы продолжаем делиться интересными фактами о знаменитых картинах. Новая статья посвящена портретисту Боровиковскому и написанному им шедевру – портрету Дубовицкого – единственной работе художника, находящейся на территории Казахстана. 

XVIII век вошел в историю русского искусства как «золотой век» портрета. Почему речь идет о портрете? Образ человека всегда был в центре внимания представителей искусства. Но именно человек становится носителем эстетического идеала своего времени, эмоционального и психологического состояния общества. Через улыбку, взгляд, осанку, поворот головы, прическу, костюм, атрибуты быта происходит передача особенностей эпохи, истории, становится возможным познание времени.

В те времена работали блистательные мастера портретного жанра – Иван Аргунов, Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий. Среди этой плеяды знаменитых художников, поднявших русское искусство до уровня лучших достижений европейской культуры, достойное место занимает и Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825 гг.) – академик Императорской Санкт-Петербургской академии художеств, выдающийся русский портретист конца XVIII – начала XIX веков, воплотивший огромное количество образов своих современников. Ему позировали коронованные особы, высокопоставленные чиновники, дамы из высшего общества. Он был мастером так называемого «интимного портрета», в котором больше внимания уделялось самому персонажу, а не атрибутике. Написанные им портреты, особенно женские, отличались лиричностью и мечтательностью. В целом его творчество развивалось в стилистике такого направления в искусстве, как сентиментализм (от фр. sentiment – чувство), для которого характерна повышенная чувствительность и идеализация образов.
В таком ключе и был написан «Портрет Петра Николаевича Дубовицкого», имеющийся в собрании Государственного музея искусств РК им. А. Кастеева – это один из шедевров коллекции музея, единственное произведение В. Боровиковского, находящееся в нашей стране.

Культпросвет: картина Владимира Боровиковского "Портрет Петра Николаевича Дубовицкого" (фото 1)
Культпросвет: картина Владимира Боровиковского "Портрет Петра Николаевича Дубовицкого" (фото 2)

Что за герой портрета – Петр Николаевич Дубовицкий (1753-1825 гг.)? Кем он был? Чем знаменит? Каковы его заслуги? Когда известны факты биографии личности, любой образ на портрете становится ближе и понятнее. Хотя портрет написан более двухсот лет назад, в истории сохранились сведения об этом человеке. Род Дубовицких, согласно семейному приданию, вел своё начало из Польши. Пётр Николаевич родился в небогатой семье, рано осиротел. Начал свою карьеру в 16 лет со службы в армии. Дослужившись до чина надворного советника, вышел в отставку и решил заниматься сельским хозяйством. Он был человеком деятельным и к концу жизни стал одним из самых богатых помещиков Рязанской губернии. Центральная усадьба его владений находилась в деревне Стенькино. Здесь были построены главный дом, конный завод, разбит парк и обустроены пруды. По некоторым данным, имение включало более 50-ти построек и походило на небольшой город. Принадлежавшие помещику селения отличались от других своим порядком и благоустройством.

Петр Николаевич был женат на Надежде Ивановне Медведской, в браке родились двое детей. Боровиковский написал прекрасные портреты практически всех членов этой семьи – жены (1809 г.р.), сына Александра (1809 г.р.) и его жены Марии (1808 г.р.).

Портрет был создан в 1804 году. На нем Дубовицкому 51 год. Перед зрителем он предстает рачительным и просвещенным помещиком. Во взгляде сквозит легкое высокомерие, свидетельствующее об уверенности человека в своих возможностях. На бледном лице играет чуть заметный румянец, сочетающийся с нежно-розовым цветом губ и серо-голубым оттенком глаз. Мы видим высокий открытый лоб и седеющие светлые, слегка волнистые волосы. Строгость темного сюртука нарушает белый тон рубашки, украшенной гофрированными оборками, что привносит в образ романтические интонации. Корпус развернут влево, а лицо изображено анфас. Этот прием, достаточно распространенный в жанре портрета, вносит легкую динамику в статичную композицию.

Особую роль в портрете играет пейзаж, на фоне которого предстает наш герой. Пейзаж – обязательный атрибут портрета, написанного в стиле сентиментализма. Это один из наиболее эмоциональных жанров живописи – в таких картинах пейзажу часто отводится основная роль в создании эмоциональной среды, окрашивании происходящего различными настроениями.

В портрете Дубовицкого идиллический ландшафт играет особую роль, способствует созданию поэтического образа. Боровиковский добивается гармоничного единения образа человека и пейзажа, окружающего его. За плотной, густой листвой видится голубое небо. Художник не замыкает пейзаж, а показывает дали, окутанные нежно-голубой воздушной дымкой, создавая в пространстве полотна настроение мечтательности и нежной грусти.

С помощью таких приемов художник придает образу предприимчивого и деятельного человека нотки поэтичности и нежности. Эти ощущения поддерживаются и особым цветовым решением портрета, основанного на изысканности жемчужно-серого тона и приглушенного зеленого.

Культпросвет: картина Владимира Боровиковского "Портрет Петра Николаевича Дубовицкого" (фото 3)

В истории искусства немало рассказов, порой весьма драматичных, повествующих об отношениях заказчика и художника, когда заказчик остается недовольным своим изображением на полотне. Интересно, как развивались взаимоотношения Боровиковского и Дубовицкого, понравился ли рязанскому помещику его образ, созданный кистью мастера? Удивительно, но у нас есть ответ на этот вопрос.

Работа живописца действительно понравилась Петру Николаевичу и даже льстила ему. В том же 1804 году Дубовицкий заказывает художнику повторение собственного портрета. Таким образом, было создано два равноценных по качеству и художественному уровню произведения. В настоящее время один портрет находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, а второй – в ГМИ РК им. А. Кастеева.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше