Поиск

Культпросвет: картина Сергея Калмыкова \"Красные кони\"

Культпросвет: картина Сергея Калмыкова "Красные кони"

Текст: Еркежан Омарова

Фото: Чингиз Гумаров


В рамках совместной с музеем имени А. Кастеева рубрики "Культпросвет" мы продолжаем делиться интересными фактами о знаменитых картинах. Считается, что это произведение вдохновило учителя Сергея Калмыкова – Кузьму Петрова-Водкина – на создание в 1912 году одной из самых знаменитых его картин – «Купание красного коня», хранящуюся в Москве, в Третьяковской галерее.

"Гений первого ранга Земли", "великий костюмер" – так величал себя казахстанский советский художник, иллюстратор и декоратор, один из интереснейших и своеобразных художников, ставший ярким явлением в истории искусства Казахстана ХХ века – Сергей Калмыков.

Он родился 6 октября 1891 года в Самарканде. В стремлении овладеть профессией художника в возрасте 18 лет Сергей уезжает в Москву и поступает в известную в то время художественную частную школу пейзажиста Константина Фёдоровича Юона. Спустя два месяца становится вольнослушателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1910 году едет в Петербург, где учится в студии Е.Н. Званцевой (Петроград) у Мстислава Добужинского и Кузьмы Петрова-Водкина, оказавших решающее влияние на формирование мировоззрения и мастерства молодого художника. Калмыков неоднократно принимает участие в выставках вместе с В. Кандинским, К. Малевичем, К. Петровым-Водкиным и другими.

Вступление России в Первую мировую войну явилось причиной возвращения С. Калмыкова в Оренбург, где он был призван в армию в качестве военнослужащего запасного полка. Жизнь мастера проходила в круговороте значительных событий ‒ политических, идеологических, художественных ‒ и он участвует в них уже как художник-оформитель. С 1924 года начинает работать в театре. В 1932-1935 годах – в составе передвижной оперы Средне-Волжского края. На гастролях в Актюбинске состоялась его встреча с известным казахстанским композитором Евгением Брусиловским, и уже в апреле 1935 года Калмыков по приглашению приезжает работать в Алма-Ату, в Музыкальный театр (ныне ГАТОБ им. Абая). Будучи театральным художником, оформляет оперы «Аида», «Князь Игорь», «Тоска», «Фауст» и другие. В 1940 году становится членом СХ СССР. Художник жил в Алма-Ате до конца своих дней – до 1967 года.

Культпросвет: картина Сергея Калмыкова "Красные кони" (фото 1)

Ему были присущи как неординарность художественного мышления, так и эксцентричность внешнего облика. Калмыков был подобен аллегории своей живописи ‒ яркий, свободный, независимый. Он сам стал актером в жизни, уделяя внимание театру и раскрывая свой творческий потенциал в декорациях и костюмах. "Вот представьте-ка себе, ‒ объяснял он, ‒ из глубины вселенной смотрят на вас миллионы глаз, и что они видят? Ползет и ползет по земле какая-то скучная одноцветная, серая масса ‒ и вдруг как выстрел ‒ яркое, красочное пятно! Это я вышел на улицу".

Уникальная коллекция произведений в Государственном музее искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева является наиболее полным собранием и состоит из 1110 произведений живописи и графики.

Произведения мастера, созданные в разные периоды насыщенной творческой жизни, поступили в музей на постоянное хранение уже после смерти художника. Почти все работы были в очень плохом состоянии. В фондах музея они бережно хранятся, профессионально реставрируются, изучаются, экспонируются, публикуются репродукции. Впервые алмаатинцы познакомилась с произведениями Сергея Калмыкова на его персональной посмертной выставке (декабрь 1968 – январь 1969 гг.). В 1991 и 2005 годах были опубликованы каталоги со статьям искусствоведа Валентины Бучинской, в 2003 – развернута экспозиция "Сергей Калмыков и русский авангард 1920-30-х гг." в ГРМ в Санкт-Петербурге, в 2006 году состоялась выставка "Сергей Калмыков – моя планета" в ГМИИ им. Пушкина в Москве. В США создан фонд Калмыкова, президент которого выпустил роман о жизни художника "Белый круг", в 2017 году Государственный музей им. Кастеева выпустил полный каталог его работ, а в 2019 году в Санкт-Петербурге состоялась выставка "Звездная чаша Сергея Калмыкова" в Научно-исследовательском музее при РАХ. До сих пор сила его искусства – пронзительное и одновременно невероятно мощное звучание красоты – остается волшебной, вдохновляющей тайной.

Культпросвет: картина Сергея Калмыкова "Красные кони" (фото 2)

К раннему периоду творчества относится произведение «Красные кони», написанное летом 1911 года, когда молодой художник учился у К. С. Петрова-Водкина. В дневниковых записях Калмыков отмечает: "Вернулся в школу осенью. Новым человеком. Произвёл фурор. Никто не ожидал такой перемены".

«Красные кони» – небольшой холст, где изображена освещённая закатом группа обнаженных юношей, сидящих верхом на конях ярко-красного цвета и купающихся в синей реке. Летняя живописная работа была решена в духе фовизма и примитивизма. Сергей Иванович всегда считал эту работу этапной в своем творчестве. В дневниках Калмыков написал о том, что Петров-Водкин сказал о «Купании красных коней на закате солнца»: "Написаны точно молодым японцем". «Красные кони» Калмыкова датированы 1911 годом, а большая картина «Купание красного коня» Петрова-Водкина – 1912-м. Возможно, что именно эта ученическая работа вдохновила Петрова-Водкина на создание всемирно известного шедевра, где он использовал тему красного коня с обнаженным всадником.

Однако тот факт, что на замысел знаменитой картины К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» напрямую повлиял летний оренбургский этюд Калмыкова со всадниками, отметил только сам Калмыков: "К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. Да! В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной. Только ноги коротки от бедра. У меня в жизни длиннее".

Значение этого факта в биографии художника, возможно, преувеличено, но, даже если это так, можно отметить ранний интерес молодого художника к новациям в искусстве, к задачам организации формы и цвета.

«Красные кони» Сергея Калмыкова – смелое, прогрессивное для своего времени произведение – еще не зная творчества французских модернистов, молодой художник создает картину на интуитивном уровне.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше