Поиск

Культпросвет: картина Салихитдина Айтбаева \"Счастье\"

Культпросвет: картина Салихитдина Айтбаева "Счастье"

Текст: Кульжазира Мукажанова


В рамках совместной с музеем имени А. Кастеева рубрики "Культпросвет" мы продолжаем делиться интересными фактами о картинах из коллекции музея. Картина «Счастье» заслуженного деятеля искусств Республики Казахстан Салихитдина Айтбаева стала своего рода художественным манифестом и поворотным событием в живописи страны.

Имя Салихитдина Айтбаева является знаковым для казахской живописи. Он шел в авангарде своего поколения 60-х годов. Группа молодых художников, в которую входили М. Кисамединов, Ш. Сариев, Т. Тогусбаев, Б. Табиев, А. Сыдыханов, Е. Мергенов, Т. Досмагамбетов, И. Исабаев, бросили вызов устоявшимся критериям в изобразительном искусстве Казахстана. Они не приняли форму парадной картины социалистического реализма, с характерной для него манерой демонстративной театрализации окружающей жизни. По образному выражению доктора искусствоведения А. Морозова: "молодые хотели отбросить парадный костюм и улыбки показного благополучия". Устремления нового поколения художников были направлены на поиск национальной самобытности, на создание "национального стиля", укрепление художественной школы. Они принесли новые идеи и темы, особый мир образов, оригинальные приемы формальных решений. Ещё их называют "поколением Айтбаева", возможно, потому, что Салихитдин был и неформальным лидером, и самой харизматической фигурой.

Культпросвет: картина Салихитдина Айтбаева "Счастье" (фото 1)

Айтбаев пришел в искусство со своим видением мира и индивидуальным почерком. Яркие и запоминающиеся картины – «Счастье», «Молодые казахи», «Гость приехал», созданные в начале творческого пути – принесли ему широкую известность. В них художник воплотил интерпретацию кочевой культуры, особенности её философского миропонимания.

Картина «Счастье» впервые экспонировалась на Республиканской молодежной выставке в 1966 году и стала своего рода художественным манифестом группы. Она была воспринята как переворот в живописи республики.

Художник использует ясный композиционный прием: на первом плане крупно даны изображения двух молодых чабанов – ракурс взят снизу вверх, отчего их фигуры возвышаются и приобретают черты монументальности. Их сильные статичные фигуры расположены на фоне желтых пологих холмов степи. На втором плане мирно пасутся красно-коричневые кони – как постоянная деталь эпического пейзажа, спокойствием и величием веет от дальних бело-голубых вершин. Айтбаев являет своих героев как символ – символ уверенности, красоты и силы молодого поколения казахов, которые осознают свою связь с родной землей. Композиционный прием, использованный в картине «Счастье», как нельзя лучше соответствует самой идее произведения, посвященного людям, обретшим счастье на своей земле. Люди и природа в картине гармонично дополняют друг друга. Идея доведена до символического обобщения, в картине заключена лаконичная и запоминающаяся метафора, своеобразная живописная формула. Избранный сюжет трактуется как нечто надвременное, надсобытийное, появлению этого ощущения способствует весь композиционный строй полотна, размеренная плавность, ритм линий и объемов, перетекающих друг в друга. Огромные просторы окружающего степного мира воспринимаются как нечто органичное для номадического мировосприятия. По выражению философа Г. Гачева, "у кочевых народов понятие пространства должно превалировать над понятием времени".

Культпросвет: картина Салихитдина Айтбаева "Счастье" (фото 2)

В картине «Счастье» проявились принципы, свойственные новому стилю, обращение к опыту традиционного декоративного прикладного искусства. В основу произведений Айтбаева и "художников-шестидесятников", как стали называть их позже, легла структура казахских орнаментов с крупным модулем и динамическим сосуществованием локальных цветовых плоскостей. Большую роль в их творчестве сыграло и увлечение монументальной мексиканской живописью ХХ века. Они используют теперь локальные пятна насыщенных цветов, чтобы представить миру ясные знаки. Их привлекает декоративная яркость и торжественность сочетаний.

Р. Ергалиева – доктор искусствоведения отмечает, что именно "присущие народному искусству четкость силуэтов, крупномасштабность цветовых модулей, строгая тектоничность композиции, локальность интенсивного цвета, плоскостность трактовки пространства, плавная, музыкально-текучая гибкость линейного строя рисунка превращаются в айтбаевском «Счастье» в искомый национальный стиль".

В полотне «Счастье» показаны особенности народного миропонимания, основанного на ясности нравственных постулатов. Открытый интерес к истокам этнокультурной традиции способствовал созданию в казахском искусстве 60-х годов цельной, гармоничной и совершенной картины мира. Особенность художников-шестидесятников была еще и в том, что они составляли группу близких по духу единомышленников и жили в удивительное время невероятного интеллектуального подъема.

Культпросвет: картина Салихитдина Айтбаева "Счастье" (фото 3)
Культпросвет: картина Салихитдина Айтбаева "Счастье" (фото 4)

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше