Поиск

Культпросвет: картина Ильи Репина \"Портрет В. В. Битнера\"

Культпросвет: картина Ильи Репина "Портрет В. В. Битнера"

Совместно с музеем им. Кастеева мы продолжаем делиться информацией о картинах из их коллекции. В рамках рубрики "Культпросвет" Оспан Меруерт – сотрудник отдела музейной педагогики и проектной деятельности – рассказывает о "Портрете В. В. Битнера" авторства Ильи Репина.

Илья Ефимович Репин – один из самых ярких живописцев второй половины XIX – первой половины XX веков, автор картин на историко-революционные темы, мастер бытовых композиций и замечательный портретист. Он также занимался офортом и литографией. Творчество Репина связано с развитием русской реалистической живописи. Многие считают, что именно он поднял портретное искусство на новый уровень.

Художник родился 24 июля 1844 года в слободе Осиново города Чугуева, Харьковской губернии. Илья был вторым ребенком военного поселянина Ефима Васильевича Репина и его жены Татьяны Степановны. Первые навыки в искусстве он получил от художника-иконописца И.М. Бунакова, а в 1864 году стал студентом Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1871 году Репин выиграл академическую стипендию, которая позволила ему посетить Францию и Италию.

Всенародную известность он приобрел как автор монументальных художественных полотен: "Бурлаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Иван Грозный и его сын Иван" и "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Последнее крупное произведение Репина – "Торжественное заседание Государственного совета" (1903 год).

Культпросвет: картина Ильи Репина "Портрет В. В. Битнера" (фото 1)

Репин создал обширную портретную галерею своих современников (Лев Толстой, Михаил Глинка, Модест Мусоргский). Заметное место в этом ряду занимает "Портрет Вильгельма Вильгельмовича фон Битнера" (1912 год), который на данный момент находится в музее искусств им. Кастеева. "Портрет В.В. Битнера" был приобретен в 1974 году у дочери Вильгельма – Г. В. Ермаковой-Битнер. Портрет был малоизвестным и, как следствие, малоизученным. Однако русский живописец И. Э. Грабарь пишет о работе: "Это одна из лучших вещей Репина 1910-х годов".

Вильгельм Вильгельмович фон Битнер был известным журналистом, издателем и популяризатором научных знаний. Жил в Латвии, в городе Ковно. До поступления в Псковский кадетский корпус изучал химию, биологию, медицину, увлекался естественными науками. В результате "за заслуги по исследованию климата России" Академией наук был утвержден на должность корреспондента Николаевской главной физической обсерватории и получил право носить особый знак ученого.

В январе 1902 года Битнер обратился в Главное управление по делам печати с прошением об издании в Санкт-Петербурге периодического журнала "Народный университет". Прошение было рассмотрено, и Битнер получил ответ о необходимости изменить предполагаемое название издания. В повторном прошении от 28 марта проектируемый ежемесячный научно-литературный журнал для самообразования был переименован в "Вестник знания". После ряда согласований в 1903 году Битнер стал главным редактором издания, рассчитанного на самообразование широких слоев населения. Битнер печатал популярные "Беседы с читателями" по общественным и моральным проблемам, вёл пропаганду естественнонаучных знаний. Статьи для журнала писали специалисты, хорошо знавшие свой предмет. Постоянными авторами выступали преподаватели Высшей русской школы общественных наук в Париже. Вокруг  "Вестника знания" образовался свой круг авторов (писатели, ученые, педагоги) и читателей.

Культпросвет: картина Ильи Репина "Портрет В. В. Битнера" (фото 2)

Представленный портрет редактора-издателя журнала "Вестник знания" Вильгельма Вильгельмовича фон Битнера был написан художником по заказу подписчиков в честь  десятилетия журнала. Для создания картины Репин ездил из своего имения "Пенаты" в Санкт-Петербург, а иногда звал издателя к себе в гости.

Издатель изображен в кабинете, за рабочим столом. Парадный портрет решен сложно в композиционном плане, наполнен деталями, характеризующими Вильгельма Вильгельмовича. Предметы в кабинете указывают на деятельность героя: скелет на заднем фоне, глобус в правом углу, многочисленные рукописи и книги. Всё это говорит о его причастности к науке. Ваза и два подсвечника, изображенные крупными, динамичными и фактурными мазками, выполнены в стилистике импрессионизма. Фон насыщенного темно-вишневого цвета придает портрету торжественность. Герой изображен в задумчивой позе – голова немного откинута назад, взгляд погруженного в себя человека. 

Репин, несомненно, лучший из русских портретистов XIX века. Даже художник А. Н. Бенуа, непримиримый враг творчества передвижников, ставил Репина выше всех русских портретистов. "В России за 100 лет было немало чудных и великих портретистов: Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Венецианов, Брюллов, Перов, Ге и Серов – вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство России, – писал Бенуа и тут же добавлял: – По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда… В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Некоторые из них прямо поразительные по тому темпераменту, с которым они написаны".

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Больше