Поиск

Культпросвет: картина Абылхана Кастеева \"Сбор хлопка\"

Культпросвет: картина Абылхана Кастеева "Сбор хлопка"

Текст: Амир Джадайбаев


Совместно с музеем имени А. Кастеева мы запускаем рубрику "Культпросвет", в которой будем делиться интересными фактами о картинах. Первая статья приурочена к юбилею музея и посвящена картине художника Абылхана Кастеева "Сбор хлопка".

Государственный музей искусств располагается в Алматы и носит имя художника Абылхана Кастеева. Он по праву считается одним из признанных национальных мастеров изобразительного искусства ХХ века. В собрании музея находится основная часть произведений, созданных художником в период с конца 1920-х по начало 1970-х годов и по праву вошедших в "золотой фонд" казахской культуры. Абылхан Кастееев родился в 1904 году в ауле Чижин, расположенном у подножия величественных Джунгарских гор. Пройдя долгий и непростой путь от сельского подпаска до классика казахского искусства, А. Кастеев явился ярким представителем нового поколения деятелей культуры, взращенных советской властью, призванных воспевать в своих произведениях утопические идеалы коммунистического будущего. Творчество А. Кастеева по праву называют летописью социалистического Казахстана, созидательный образ которого он вдохновенно воплощал в своих многочисленных картинах и акварелях. Начальные навыки рисунка и живописи он получил в городе Верном (ныне Алматы), где посещал частную студию художника Н. Хлудова. В 1934 году А. Кастеев был командирован в Москву для дальнейшего обучения и знакомства с лучшими образцами мирового и советского искусства. Двухлетнее пребывание Кастеева в столице СССР стало чрезвычайно плодотворным для приехавшего сюда из далеких казахских степей молодого художника. Ежедневные занятия в художественной студии, посещение музеев и выставок, общение с известными деятелями советской культуры – всё это способствовало быстрому развитию способностей Кастеева, повышению его профессионального мастерства, укреплению навыков. Коммунистическая идеология, в рамках которой формировались эстетические и этические принципы молодого художника, признавала безусловный примат общественного над личным, утверждая, что искусство является "мощным орудием пропаганды" в условиях непримиримого противостояния двух систем – социалистической и капиталистической.

К "московскому" периоду относятся первые опыты Кастеева в области создания тематической картины – одного из ведущих жанров советского изобразительного искусства того времени. Одним из значительных и интересных произведений Кастеева тех лет стала картина "Сбор хлопка" (1935), знаменующая собой обращение художника к показу процесса социалистического переустройства казахского аула. С начала 1920-х годов тема труда становится одной из основных в творчестве советских художников. Важной задачей таких картин было не только политически правдиво показывать новую действительность, но и явить миру тип нового человека, для которого "труд стал делом чести и славы, а отдых – радостным развитием всех умственных и физических сил".

Культпросвет: картина Абылхана Кастеева "Сбор хлопка" (фото 1)
Культпросвет: картина Абылхана Кастеева "Сбор хлопка" (фото 2)
Культпросвет: картина Абылхана Кастеева "Сбор хлопка" (фото 3)

В картине "Уборка хлопка" художник обратился к таким актуальным для советского государства задачам, как коллективизация и индустриализация в сельском хозяйстве, эмансипация женщины Востока. Именно поэтому центральными персонажами его произведения выступают женщины-колхозницы, которые, овладевая передовыми техническими средствами, наравне с мужчинами активно участвуют в деле социалистического переустройства казахского аула. Важной задачей автора при создании этой картины была демонстрация достижений социалистического хозяйства в деле освоения передовой сельскохозяйственной техники. Со времен своей работы на строительстве Турксиба, Кастеев не прекращал восхищаться силой и красотой машины – главного символа новой индустриальной эпохи. Ведь именно её применение открывало человеку бесконечные возможности в освоении окружающего его мира. Как известно, в период первых сталинских пятилеток на индустриальных объектах использовалась преимущественно зарубежная техника. В картине "Сбор хлопка" Кастеев изобразил американскую машину "Турман", которую художник мог видеть в расположенном на юге Казахстана хлопководческом колхозе "Пахтаарал", где этот агрегат проходил испытания в 1931 году.

Композиция картины Кастеева "Сбор хлопка" построена на последовательном чередовании планов, помогающих создать оптическое ощущение глубины пространства. Смысловым центром композиции является изображение трех женщин-колхозниц, с помощью специального технического оборудования собирающих хлопок. Их фигуры максимально приближены к зрителю, что позволяет хорошо рассмотреть лица главных персонажей. При этом Кастеев не ставит задачей выявление индивидуальных особенностей характера своих героев, а стремится, в первую очередь, показать в них типические черты советских тружениц, передать доминирующее значение коллективизма в отношениях между людьми. Можно сказать, что художественные особенности картины Кастеева "Сбор хлопка" по стилю приближают её к плакату, в котором предельно ясная композиционная схема обеспечивает целостное восприятие произведения со значительного расстояния. В своей картине Кастееву удалось выразить напряженное, сосредоточенное состояние женщин, передать ритмическую согласованность их движений. С удивительным для начинающего художника мастерством написан пейзаж, создающий ощущение бескрайности колхозных полей, символизирующий размах трудового процесса, в который вовлечена освобожденная советской властью женщина Востока. Автор включает в композицию такие характерные реалии советского времени, как красные косынки на головах женщин, которые, помимо символического значения, играют в ней роль основных цветовых акцентов.

Тема труда, имеющая богатую традицию в мировом искусстве, в этой картине Кастеева трактуется в рамках соцреалистического канона, в котором она претворяется в форме коллективного единения людей в созидательном порыве. Одаряющая человека изобильным урожаем земля в этом полотне воспринимается как образ социалистической ойкумены, в которой все составляющие её элементы слагаются в единую симфонию торжества свободного и радостного труда.

Оставьте комментарий

Больше