Поиск

Кто живет в витринах? Выставка Галима Маданова и Зауреш Терекбай

В астанинской галерее TSE ART Destination проходит персональная выставка Зауреш Терекбай и Галима Маданова "Cool-Age".

Текст: Buro247.kz


"Современность настигла нас, и будущее вторглось в нашу жизнь, изменяя нас – независимо, желаем мы того или нет", – из интервью Галима Маданова в 2012 году

Cool Age. Забавное название для легкой и одновременно тревожной эпохи, в которой мы живем. Тонны мусора из информации, ощущений, отношений и эмоций складываются в ежедневный яркий коллаж, а потом, ко сну, навсегда исчезают из памяти. Начинается новый день и вновь фейерверк из пустых фантиков. Каждый – герой своей жизни, выставленной в витрины социальных сетей. И каждый перестает им быть, безвозвратно теряясь в количестве и пустоте производимых им действий. Чем больше действий, тем больше пустоты. Бессмысленная активность. Удивительно в такое время выглядит не человек действий, он уже – в большинстве, а тот, кто нашел в себе силы от них отказаться. Человек наблюдающий.

madanovy_tse_cool_age

Художники Зауреш Терекбай и Галим Маданов сделали эту "вымирающую личность" героем своей персональной выставки в Астане. И дали ей это забавное название "Cool-Age", пристально наблюдая за метаморфозами общества из своего окна в алматинском микрорайоне "Мамыр". Они по-казахски посадили своего наблюдателя на корточки, а вокруг него выстроили пестрящую заголовками и картинками витринную жизнь, которой самое место в квадратной рамке, похожей на ленту Инстаграма, с ее краткосрочными ценностями, прохладными отношениями и событиями, в которых значимое и незначительное навсегда друг в друге потеряны. У человека наблюдающего взгляд "обесцвеченный". Живя в витринном мире, он разочарован и ностальгирует по прошлому. Причем у ностальгии этой нет возраста, и захватила она собой все культурное пространство – от моды до музыки.

"Ностальгия по тому времени основывается на иллюзии справедливости, иллюзии равноправного общества. Чувство справедливости – это базовое для человека чувство". – Зауреш Терекбай


madanovy_tse_cool_age

 

Мадановы – современные отшельники. Они скромно держатся в стороне, предпочитая общество друг друга, микрорайон "Мамыр" и огромную библиотеку, которая бесцеремонно вытесняет владельцев из их квартиры. Они живут в окружении философских теорий, фильмов братьев Коэн, художественных альбомов, каталогов, биографий и своих работ. Отсюда, из окна своей квартиры, они наблюдают быструю смену времен. Им всегда удавалось тонко чувствовать любые социальные и политические изменения. К 80-летию Октябрьской революции в 1997 году они показали свою масштабную "Вавилонскую башню" – инсталляцию-стройку с красными молотками – как метафору человечества, бесконечно разрушающего и бесконечно создающего. В 2007 году их не менее масштабная "Трансгрессия" стала частью Центрально-Азиатского павильона на Венецианской биеннале и рассказывала она о внезапных и навязчивых переменах, которые болезненно переживало казахстанское общество. Наблюдения за своим любимым микрорайоном они описали в проекте "Мамырские сны".

"Здесь был пустырь и пять домов. И мы наблюдали, как все обрастало, как вырастали дети – уже третье поколение, как люди менялись, как менялась их психология. Наши соседи были советскими интеллигентами, потом стали бизнесменами. Мы видели, как меняется их внешность, отношения. Это все интересно. А мы стоим и наблюдаем". – Зауреш Терекбай


madanovy_tse_cool_age


Что они видят из своего окна сегодня? Cool-Age Мадановых – это более 80 работ, выполненных в технике коллажа. Художники неслучайно выбрали его, чтобы показать эту новую эпоху. В начале XX века коллаж был мощным явлением в искусстве и излюбленным приемом авангардистов. "У коллажей есть удивительная особенность – выглядеть, на первый взгляд, технически очень простым выразительным средством и в то же самое время позволять художникам делать сильные эстетические и политические заявления", – пишет куратор выставки Тибо де Ройтер. Но Мадановы коллаж выбрали не только в качестве приема. Отсылки к XX веку у них – это прямые и тревожные параллели со временем Родченко и Хартфилда.

"Мы находимся в круге событий, которые напоминают период перед Первой мировой войной. Параллелей очень много: и противостояние жесткое, и новое общество, которое несет новую культуру". – Галим Маданов

Мадановы любят людей, за которыми наблюдают. Хотя осознанно выбрали изоляцию и мало с ними общаются. Это еще один исчезающий вид гуманистов – они непростительно для этого времени деликатны. Художники переживают за каждого потерявшегося в витринах и за своего наблюдателя на корточках. Эта деликатность сквозит даже через серию работ о маргинализации "И где-то бродит тут душа поэта".

"Казахстанскому обществу всего 25 лет, мы ничего не можем дать. Мы ничего не производим, мы только потребляем. Мы – общество потребления, не только в плане вещей, но в плане идеологий. У нас общество, которое только перебралось в город. Мы учимся в нем жить". – Зауреш Терекбай

Новую эпоху Cool-Age ярко подчеркивают несколько старых работ. В серии "Разговоры с небом" живопись потеряла свой цвет, как навсегда потеряло значение то, что она показывает – традиции. На фоне ярких витрин современной жизни, которые Мадановы показали в своих коллажах, совсем иначе выглядит их инсталляция "Сон разума". Под одеялом из тысяч пластиковых солдат, символизирующих неспокойные человеческие судьбы, мирно, на боку спит пустота. И если вглядываться в нее долго, суета в соседних квадратных рамках окончательно перестает иметь значение. Хочется оставить свои витрины и встать на сторону наблюдателя. Пусть и с обесцвеченным взглядом.

Выставка продлится до 29 июля. 

Оставьте комментарий

Больше