Поиск

Как начать собирать искусство (даже если вы не олигарх)

Текст: Катерина Милославская


Чтобы собрать свою арт-коллекцию необязательно быть Романом Абрамовичем. Сегодня искусство из прерогативы богатых и знаменитых превратилось в популярное увлечение – Венецианскую биеннале посещают толпы туристов, современное искусство больше не вызывает отторжения (не всегда, но всё же), а сами художники становятся поп-звездами уровня Бейонсе и Элтона Джона. Так и коллекционирование понемногу становится доступным для большинства людей. Конечно, купить полотно Пикассо голубого или розового периодов – это по-прежнему заоблачно дорого. Но кто сказал, что арт-мир заканчивается на нём?

collecting_art

Что брать? 

Недавно мы рассказывали об открытии галереи классического искусства Pygmalion. Впервые на публике была показана коллекция графических листов европейских классиков – от Альбрехта Дюрера до Пьера Огюста Ренуара. Сейчас все работы можно увидеть в самой галерее и даже приобрести их. Список авторов впечатляющий: кроме Дюрера и Ренуара есть Дали, Пикассо, Шагал, Матисс и другие, а цена их работ удивительно невелика – от нескольких тысяч долларов за вещь. Почему так?

Дело в том, что в галерее выставлены графические листы – тиражные работы, выполненные в нескольких экземплярах. Это может быть цветной отпечаток, литография, скульптура, керамика или другой объект, который выполнен с форм, одобренных самим художником, ограниченным тиражом, дополнен подписью художника и порядковым номером. Существуют очень небольшие серии с числом копий, не превышающим 10, есть и те, которые выпускаются тиражом в тысячу экземпляров. Цены на них начинаются от нескольких сотен долларов и доходят до десятков и сотен тысяч за самые редкие работы. "Коллекционировать работы стоимостью меньше 1000$ можно и нужно. Это глупый стереотип, что для коллекции нужны огромные деньги. Один чувак всю жизнь был почтальоном и собрал одну из самых интересных коллекций произведений искусства на земле, – рассказывает куратор Владислав Слудский, – нельзя брезговать такими вещами как принты. Если покупаешь у профессионального принтмейкера Pace Prints например, то за одну-две тысячи долларов можно взять что-то классное. Принты Уорхола сейчас стоят 100 000$, а в 60-х стоили 100$. Собирать до1000$ надо предметы растущих рынков. То есть Африки, Китая, Центральной Азии. 30 лет назад мой босс не мог продать Ай Вэйвэя за 1800$. Сейчас работу оценивают минимум в 550 000$, и я на неё смотрю почти каждый день – это профиль Марселя Дюшана, сделанный из вешалки. Причем это не мой босс – молодец, просто рынок взял и вырос". Вывод: коллекционировать можно не только живопись и скульптуры, но и принты, скетчи, графические листы, которые вполне по карману семье со средним доходом.

collecting_art

Инвестиция или удовольствие?

Многие начинающие коллекционеры задумываются об искусстве как об инвестиции. С одной стороны, выглядит соблазнительно – купил картину за 1000$, а через пять лет продал за 2000$. Звучит как мечта, но на деле всё гораздо сложнее. Арт-рынок очень волатильный и рискованный, вкусы публики и тренды меняются очень быстро, на них моментально влияют политические, экономические, социальные события. Поэтому лучшее решение для молодых коллекционеров – отбирать только то, что действительно нравится. Важно, чтобы у коллекции была своя тема. Это могут быть только скетчи или только литографии, работы только китайских художников, только скульптуры. "Обязательно обращайте внимание на свои внутренние ощущения при просмотре, какие чувства и эмоции вызывает работа, что резонирует. Так, постепенно, вы поймете, какие работы вас привлекают, какие направления, какие стили вам по душе. Возможно, это сюрреализм, или абстракция, либо что-то дадаистически-авангардное. Последние исследования института Sotheby's по успешно развивающемуся китайскому арт-рынку показали, что 91% опрошенных – коллекционеры, которые делали покупки, следуя своим чувствам и увлечениям, когда 50% – покупали работы в качестве инвестиций", – рассказывает Данагуль Толепбай, основательница галереи Pygmalion.

"У меня прямо сейчас в галерее есть рисунки Фредерика Бруле: каждый – за 500$. Это художник мирового уровня, который был на documenta, Венецианской биеннале, в коллекции MoMA, Dia Foundation и остальных топовых институциях. Недавно Public Art Fund делал аукцион с Вэйвэем, где один айтем стоил 500$. Он выпустил 100 штук. Сейчас я вижу, что их продают за 2000$,1500$. Но главный совет: надо всегда коллекционировать сердцем. Все эти схемы вложения денег – худший способ собрать серьёзную коллекцию. Иногда надо покупать прямо бесполезное дерьмище, которое тебе нравится, а если ты "инвестируешь", то рука дрогнет", – продолжает Владислав Слудский.

Единственный верный и надежный способ заработать на искусстве – покупать что-то от уже прославленных классиков, чьи работы со временем будут только дорожать. Ведь признанных шедевров всегда меньше. Как, например, сделал Роман Абрамович: он купил самую главную работу Фрэнсиса Бэкона, которая была в тот момент на рынке, – "Триптих" 1976 года.

collecting_art

Где брать?

Даже если вы подкованы в истории искусств, в курсе всех самых крупных событий в арт-мире, всех новостей, перед приобретением лучше всего проконсультироваться со специалистом. Возможно, вам откроют нового художника, чьи работы станут основой вашей будущей коллекции. Если поучаствовать в аукционе нет возможности, обращайтесь в арт-галереи. Покупать также лучше через них – тогда будет гарантия прозрачного ценообразования и законности покупки. "С рук" у самого художника – только в случае, если художник – ваш близкий друг. 

"Мой совет - обращаться в арт-галереи, ведь это первая инстанция, агент между коллекционером и художником. Арт-галереи проводят выставки, отбирают и представляют самые интересные и качественные работы художников с потенциалом. В Казахстане, на мой взгляд, их должно быть больше, и их наличие – это один из признаков любого развитого, комфортного для жизни города. В Pygmalion мы консультируем, помогаем человеку найти что-то своё – будь то украшение для дома или подарок для дорогого человека. При покупке обращайте внимание на биографию художника, наличие персональных выставок. Стоимость работы известного казахстанского художника тоже сильно варьируется, приблизительно от 3000$ до 100 000$ т в зависимости от backgrounda художника, регалий, выставок, качества и размера работы, узнаваемого индивидуального стиля. Недавно в Париже встречалась с бывшим директором Люксембургского музея в Париже, советником председателя сената Франции по культуре господином Ивом Мареком, обсуждали тренды в арт-рынке. Цитирую "В кризисное время, когда экономика не стабильна, лучше вкладывать в известных художников", – продолжает Данагуль.

"Очень важно обратиться к специалисту, даже в том случае, если вы не планируете дорогостоящих инвестиций. У специалиста есть 'насмотренность', знания, которыми он может с вами поделиться, открыть для вас новые имена или, наоборот, обратить ваше внимание на художника, которого вы недооценивали. Знаменитый меценат Щукин ужасно не любил всё новое в искусстве – тех же Ван Гога, Матисса, Пикассо, но покупал их работы по совету опытного маршана Поля Дюрана-Рюэля. В прошлом году в Fondation Louis Vuitton прошла масштабная выставка самого крупного в мире собрания импрессионистов, которое принадлежало Щукину", – рассказывает искусствовед Ольга Батурина. 

"Многие коллекционеры и арт-дилеры увековечивали свои имена в истории, поддерживая художников, в которых видели потенциал - это Амбруаз Воллард, Пегги Гугенхайм, всемирно известный Ларри Гагосян", - рассказывает Данагуль. 

collecting_art

А на каких художников все-таки стоит обратить внимание?

Следите за расписанием выпускных шоу в крупных арт-школах, запоминайте имена художников и наблюдайте за ними в соцсетях. К слову, соцсети – отличный вариант, который помогает понять, что сейчас "трендит". Ведь в искусстве, как и в моде, есть свои герои, аутсайдеры и хайпбисты. Разобраться в этом может помочь даже аккаунт @jerrygogosian – мем с аккаунтами о мире совриска. Ведущие ярмарки современного искусства, например Art Basel, всегда имеют специальные разделы, посвященные новейшим тенденциям в искусстве, и в них представлены самые перспективные галереи. Посещать выставки, даже в родном городе, – обязательно. А в идеале – стоит попасть на Венецианскую биеннале или documenta. 

"Лучше всего собирать работы местных художников – тех, которые находятся с вами в одном экономическом и культурном поле. Верить в рынок, поддерживать его. У нас таких художников – 40 'с половиной' человек. Если наши хипстеры начнут потихоньку собирать работы молодых, то есть огромные шансы, что ситуация 'выстрелит' в будущем. Посмотрите даже на работы выпускников "Школы художественного жеста". Там половину вещей куратор Юлия Сорокина уже свозила в Корею. А купить их можно по цене куртки. Так что это вообще не вопрос – собирать или нет. С этой целью можно глянуть сайт Qazart – это сайт-архив, где можно посмотреть работы современных казахстанских художников", – подытоживает Владислав Слудский.

Оставьте комментарий