Поиск

Мемы – это новый стрит-арт: как интернет поменял искусство

Мемы – это новый стрит-арт: как интернет поменял искусство

Вместе с куратором и нашим постоянным автором Владиславом Слудским вспоминаем прошедшие десять лет и рассуждаем, как за это время изменились искусство, арт-рынок и мы сами как потребители контента

Текст: Buro247.kz


Kоллаж: Гульдана Тауасар

Мемы – это новый стрит-арт: как интернет поменял искусство (фото 1)

О том, как фотография дала жизнь живописи

В 1878 году фотограф Эдвард Мейбридж выпускает картотеку фотографий Гарднер в Галопе, которая впервые визуально доказывает уже известное на тот момент предположение, что лошадь поднимает все четыре копыта при скачке. Фотография заменяет реализм и передает реальность успешнее художников классицизма, которые так старательно "прятали мазок", пытаясь как можно естественнее передать визуальные качества ландшафта, здания или одежды. Жан Огюст Доминик Энгер с его мастерством в изображении женских платьев, которые, кажется, издают запах крахмала прямо с полотен, Шишкин – с лесом, который шумит, "Вид старого рынка в Дрездене" руки Бернардо Беллотто – картина, в которую можно зайти – с появлением фотографии вся живопись XIX века (и до) оказывается будто бы ненужной. Неожиданно появляется технология, способная справиться с реальностью лучше, чем краски, холст и титанический труд художника вместе взятые. Критики пророчат живописи скорую смерть, а на горизонте появляется модернизм, который и вовсе поставит под сомнение само определение реальности и расцветет плеядой движений вроде импрессионизма, кубизма, супрематизма, арте-повера, экспрессионизма, сюрреализма и так далее. Потом всё это сократится до абстракции, которая и станет венцом современной живописи вплоть до конца ХХ века. То есть фотография, которая должна была отобрать хлеб у художников-реалистов, дала огромный толчок к разного рода экспериментам, чем и определила пути движения живописи на последующие сто лет. Конечно, сказать наверняка, что это была только фотография, было бы неверно, так как искусство существует в сложной системе взаимосвязей с обществом, политикой и экономикой. Но фотография определенно перевернула классическую модель "реальность-художник-результат".

Мемы – это новый стрит-арт: как интернет поменял искусство (фото 2)

Что из себя представляет диджитал-искусство?

К концу подходит 2019 год, он подводит черту под десятыми. И вот уже как минимум двадцать лет можно наблюдать схожие процессы в отношениях искусства и digital-вселенной. Plein Air заменил Photoshop, и подавляющее большинство современных художников работает по рендерам уже созданного пикселями произведения, что, например, уничтожает такой "мясистый" и важный срез искусства, как графика. Диджитал просачивается во все сферы, и художник уже не первый год экспериментирует с виртуальной реальностью, блокчейном и мультимедиа. Однако то, как интернет повлиял на искусство, видно именно через живопись.

Творчество Лауры Оуенс – это квинтэссенция современной живописи, потому что большинство её картин, выставленных год назад в Whitney Museum, похоже на дэшборды любой программы Adobe, где у дизайнера открыто 10 вкладок, и изображения искажаются и перемещаются из одного окна в другое. На границе этих перемещений и рождается новый визуальный словарь, который отражает эпоху нашего информационного голодания и переедания одновременно. Изображение тоже стало продуктом, а глаза смотрящего стали субъектом капитализма. Все эти маркетинговые исследования с CPI, бесконечные ленты Инстаграма, логотипы, промо акции оккупировали всё внешнее пространство вокруг человека, и мы больше не выбираем, смотреть или нет. Вместо этого мозг анализирует метаданные, а картины – это больше не изображения историй или даже не абстракции, но все же цельные монолиты, такие как у Марка Ротко или Франца Кляйна. Вместо этого живопись существует на разрыве фигуративного и абстрактного – то есть, как и в жизни, глаз способен вырвать из общего хаоса какие-то символы, но они сразу же прячутся за первозданной незавершенностью полотна и мира в целом. Тем же занимается Альберт Оэлен (Albert Oehlen), переписывая историю искусства, увиденную глазами то ли робота, то ли стрекозы. А вот американский художник иранского происхождения Таха Хайдари (Taha Heiday) заменил кисть пикселем.

Поисковые алгоритмы Google влияют на то, как мы будем запрашивать информацию, нежели чем сами подстраиваются под наши запросы. То есть, в долгосрочной перспективе, скорее, мы будем разговаривать как роботы, чем роботы как мы. То же самое и с живописью: нам легче поддерживать систему, чем противодействовать ей, поэтому всё большее количество дорогих картин будет выглядеть как глитч на мониторе.

Мемы – это новый стрит-арт: как интернет поменял искусство (фото 3)
Laura Owens. Untitled, 2013, Acrylic and oil on canvas, 108 x 83.5 inches

Мемы – это новый стрит-арт: как интернет поменял искусство (фото 4)
Taha Heidary. On the Stage,2015, Acrylic and oil on Wood Panel, 47 x 47 inches

Как анимация стала самым дорогим продуктом арт-ярмарок

Отдельным направлением внутри этой диджитал-структуры стали анимация и мультфильмы. Что общего у "Эй, Арнольда", Ральфа Бакши и Миядзаки? То, что всё это когда-то посмотрел KAWS – один из самых дорогих и узнаваемых в мире бруклинских художников. KAWS начал свои интервенции в город в 80-х и 90-х, дорисовывая на рекламных плакатах крупных брендов мультяшных персонажей собственного производства. Делал он это так изящно, что негодование компаний быстро сменилось на милость, и они начали делать с ним коллаборации, чем и прославили художника окончательно. Если посмотреть работы KAWS на прокрутке, станет видно, что это бесконечный мультфильм с одинаковыми персонажами, без какого-либо сюжета. В этом смысле он – промышленный аниматор, который вытаскивает изображения за пределы монитора. Так же, как это делают Такаши Мураками, Роб Прюитт, Кенни Шарф, Йошимото Нара и практически любой современный художник, работы которого можно увидеть на арт-ярмарках, то есть в местах, которые представляют сегодняшний рынок лучше музеев и коллекций. Большинство современной американской живописи (а это именно то, что растет в цене) – это просто форма мультипликации.

Мемы – это новый стрит-арт: как интернет поменял искусство (фото 5)
Spotted: KAWS elevating a DKNY ad to street art circa, 1996

Мемы – это новый стрит-арт: как интернет поменял искусство (фото 6)
KAWS. Kurf (Hot Dog), 2008, продана за $2.7 миллионов на Sotheby's

Фантазируя о будущем, сложно поверить в то, что холст с акрилом не перестанет доминировать при таком разнообразии различных экспериментальных техник. Даже мемы, в широком смысле, – не менее эффективный канал коммуникации между человеком, обществом и создателем, чем живопись. Это и юмор, и политика, и социальная сатира – всё в одном паблике одной социальной сети, а это не сильно отличается от коллекции в физическом пространстве музея. И если интернет – это новый город, то мемы – это новый стрит-арт, который принадлежит всем и никому. Не за горами музей мемов и аукционы, где их продают за миллионы, попивая Ruinart из высоких бокалов. Появится, конечно, вопрос авторства и провенанса: как отследить, кто продал, что, кому и когда. Но с развитием блокчейн-технологии, новых форм архивации и сертификации, digital-изображение станет таким же субъектом рынка, как зажигалка или бутылка воды. "Обладать несуществующим" уже учат коллеги из лаборатории Snark.art – они продают так называемые атомы, кусочки изображений видео-арта за цену хорошего ужина в Нью-Йорке. Вместо обладания одной картиной, человек владеет произведением искусства коллективно, как это принято в шеринговой экономике. Таким образом, одно видео принадлежит 2800 людям.

"И если интернет – это новый город, то мемы – это новый стрит-арт, который принадлежит всем и никому".

Пока подобные рынки всё ещё учат и учатся, стоит по-прежнему пристально следить за живописью, которая до сих пор является лучшим историческим архивом всех общественных потрясений, в том числе и технологических. Одно видно уже сейчас: мутация объектов искусства в связи с появлением интернета будет гораздо ощутимее и сильнее, чем изменения, пришедшие вслед за фотографией. Сейчас мы ставим под сомнение само понятие обладания, о чём ловко и, возможно, даже неосознанно пошутил великий задира искусства Маурицио Каталлан, когда три недели назад выставил на Art Basel Miami Beach свою скульптуру Comedian за $120 000 за копию.

Мемы – это новый стрит-арт: как интернет поменял искусство (фото 7)
Maurizio Cattelan, Comedian (2019) Courtesy of the artist and Perrotin

 

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше