Поиск

Осторожно про ислам: Выставка музея Виктории и Альберта в Алматы

В музее имени А. Кастеева открылась выставка современного исламского искусства Jameel Prize

Британский музей декоративно-прикладного искусства и дизайна Виктории и Альберта обладает самой крупной в мире коллекцией исламского искусства, большей частью традиционного. В 2002 году музей начал реструктуризацию и за 15 лет сумел дополнить существующее собрание произведений работами современных художников, дизайнеров и архитекторов. Большую помощь в этом ему оказала семья Джамилей из Саудовской Аравии. Глава семейства Фади Джамиль, коллекционер и знаток, предложил учредить премию для художников со всего мира, вне зависимости от национальности или религиозной принадлежности. Так, с 2009 года премия ежегодно собирает художников по миру, а финалисты и победитель получают право выставить свои работы в V&A. В этом году при поддержке Британского совета четвертую коллекцию Jameel Prize показали в Алматы. 

Jameel Prize – это, в первую очередь, про декоративно-прикладное искусство. Дизайнерскую направленность задала еще архитектор Заха Хадид, которая несколько лет была главным куратором премии. Среди всех финалистов лишь одна художница – турчанка под псевдонимом CANAN – работает с социальной тематикой. Она активно выступает за права женщин и высказывается по вопросам современной политики в Турции. Причем на этой выставке представлена одна из ее самых осторожных работ – коллаж, изображающий столкновение протестующих против вырубки парка Гези с полицией. В то же время CANAN прославилась серией работ Even A Cat Has A Mustache и the Woman with Testicles, размышлением на тему, как женщина могла бы добиться более высокой позиции в обществе, превращаясь в мужчину.

К слову, финалист прошлогодней премии Фаиг Ахмед (о нем нам писала искусствовед Валерия Ибраева) тоже представил для конкурса спокойную работу, в которой он переносит современные рисунки на традиционные восточные ковры. Но запомнят зрители, скорее всего, не это, а то, как остро и иронично, все через те же ковры, он исследовал тему восточной женщины как жертвы ритуала. Но в выборке премии его работы под названием "Девственница" быть не может. Здесь славят дизайн, а не острую проблематику. Такое вот получается декоративное исследование ислама.

Так, победитель конкурса Гулам Мохаммад исследует в своей работе языковую проблематику. Как язык связан с нашей идентичностью? Как она разрушается, когда мы не имеем возможности говорить на родном языке? Он пытается найти ответы на эти вопросы и создает скульптуру из старых книг, написанных на языке урду, возникшем в XIII веке. Еще один из финалистов Рашид Араин обращается к культуре исламской геометрии и каллиграфии, архитектор Люсия Кох – к периоду, когда Португалия была под властью мусульманских правителей, Ваэль Шауки – к эпохе крестовых походов. Так или иначе, все работы посвящены и вдохновлены прошлым ислама – его традиционным ремеслом или дизайном, но ни разу –современностью. Насколько актуален такой взгляд на культуру – хороший вопрос для думающих посетителей. Выставка открыта до начала января, время сходить и поразмышлять есть. 

Вполне вероятно, что в следующем году мы увидим среди финалистов и участников из Казахстана. Эту надежду выразил представитель музея Виктории и Альберта и куратор выставки Тим Стэнли. "В этом году было подано много заявок от художников из Узбекистана. Надеюсь, эта выставка вдохновит дизайнеров, архитекторов и художников из Казахстана подать заявку на участие в следующем году"

 

Buro247.kz

  • Фото: Марина Карпыкова
Загрузить еще