Поиск

Искусство в городе: мурал "Коптеген мысыктар" в микрорайоне Акжар

Знакомим с арт-объектами Алматы

Текст: Buro247.kz


Карантин хоть и закончился, но не прошел для нас бесследно. Оторванные от привычной городской социальной жизни, мы начинаем понемногу открывать ее для себя заново – с учетом новых рамок и норм. В ближайшие месяцы мы вряд ли расстанемся с родным городом, поэтому предлагаем вам поближе познакомиться с, казалось бы, уже родными улицами и узнать о них больше. В связи с этим мы запускаем новую рубрику, в которой собираемся знакомить вас с арт-объектами, деликатно вписанными в городской ландшафт. В первом выпуске мы решили рассказать о мурале, созданном в 2015 году в микрорайоне Акжар. 

Паблик-арт – это искусство, которое существует вне музеев и галереей, и его главная цель – взаимодействие не только со зрителем, но и с пространством, в котором оно находится. "Предшественниками" современных городских арт-объектов можно считать скульптуры и памятники, хотя их задачей было в первую очередь увековечение образов известных людей. "Захватывать" город искусство начало в 60-х годах прошлого века, когда перформансисты стали устраивать акции на улицах, буквально заставляя людей взаимодействовать с собой и своими работами. В частности, можно отметить венских акционистов, которые шокировали горожан зачастую пугающими или экспрессивными акциями.

Отдельное направление искусства – это стрит-арт. В чём их различие? Чаще всего под стрит-артом подразумевают именно роспись стен с использованием разных инструментов и форм, но в качестве ключевого отличия критики выделяют именно нелегальную природу стрит-арта. Принято считать, что граффити – это акт протеста, который не может быть разрешен. Впрочем, сейчас эти условности размываются, ведь всё чаще официальные институции берут на себя развитие стрит-арта и его продвижение.

Развитая паблик- и стрит-арт сцена – ещё один важнейший показатель уровня культурной жизни города и его готовности к диалогу с художником, жителем и пространством. Можно долго спорить о том, насколько важно несанкционированное происхождение арт-объекта для того, чтобы он считался арт-объектом, но сегодня уже становится понятно, что именно от города и его управления зависит то, насколько будет развита эта сцена. Мировые хабы паблик- и стрит-арта вроде Нью-Йорка, Берлина, Лондона и Вены активно вкладываются в городское искусство, стимулируя художественные сообщества фестивалями, новыми площадками и институциями. Алматы пока очень далеко до подобного уровня инициатив, но и здесь можно найти интересные проекты, созданные при поддержке тех или иных организаций либо фестивалей.

Мурал "Коптеген мысыктар/Многие коты" нарисовал московский художник Валерий Чтак в 2015 году в рамках фестиваля ARTBAT Fest. Тогда мурал стал частью выставки "Общее в частности", которую курировал художник и куратор Владимир Потапов. Характерная черта работ Валерия – контрастная монохромная гамма, а одно из направлений в его художественных практиках – пространственные фрески-муралы. "Выставка «Общее в частности» – это взгляд молодых художников из стран, некогда входивших в единый политический блок, взгляд на общее историческое прошлое с высоты лет, прошедших с момента распада СССР. Каждый автор является носителем новой национальной идентичности, которая представляет собой определенную оптику или зрение на общее прошлое. Это зрение неминуемо содержит искажения, редукцию и новые элементы, что является скорее не дефектом зрения, а отражением новой государственности и самости стран, представленных авторами, тем самым выстраивается новый диалог на общее прошлое", – рассказывал Владимир Потапов.

Стрит-арт – это искусство районов, поэтому в рамках своего фестиваля организаторы решили исследовать менее популярные районы Алматы. Так, для своей работы Валерий Чтак выбрал микрорайон Акжар, который только недавно официально стал частью Алматы. Валерий создал работу в фирменной стилистике: черно-белые, схематичные изображения домашних животных, сделанные в наивной манере, как будто нарисованные детьми. В 2015 году, когда создавалась работа, Наурызбайский район только-только присоединили к городу  – там было всего несколько многоквартирных домов, и они были панельные. Алматы менял свои размеры – то, что ещё вчера не было городом, становится частью крупного мегаполиса. Всё это не может не влиять на его идентичность. Так искусство в городском пространстве поспособствовало процессу "сшивания" городского ландшафта.

Искусство в городе: мурал "Коптеген мысыктар" в микрорайоне Акжар (фото 1)
Искусство в городе: мурал "Коптеген мысыктар" в микрорайоне Акжар (фото 2)

Оставьте комментарий

Больше