Поиск

Интервью Buro 24/7: Мария Байбакова

Интервью Buro 24/7: Мария Байбакова

О современном искусстве Центральной Азии

Текст: Галина Рыжкина

Фото: Николай Зверьков


Центрально-азиатский павильон на мартовском Art Dubai вызвал огромный интерес к региону. По словам экспертов, секция Marker, представившая в этом году современное искусство Кавказа и ЦА, была концептуальной и сильно отличалась от всей выставки. Редакция Buro 24/7 задала несколько вопросов члену попечительского совета Art Dubai, известному эксперту в области современного искусства Марии Байбаковой. О регионе, его искусстве и дальнейшем развитии

Какой для вас стала секция "Маркер", на Art Dubai, представляющая искусство Кавказа и Центральной Азии в этом году? 

Распространенное мнение: когда говорят о "мужском шовинизме", в голову приходят страны-патриархаты Кавказа и Центральной Азии. Самым интересным для меня здесь, на "Маркере" стало понимание, насколько важную роль в искусстве этих регионов играют женщины. Во-первых, как художницы. Осмотрев Маркер, я была впечатлена, насколько женщины в течении XX века были важны для становления художественного процесса в регионе, как например Галина Конопацкая для Дагестана.

Далее, в паблик-токе (на тему современного искусства Центральной Азии и Кавказа), который прошел в рамках "Маркера", выступили четверо спикеров, и все они – женщины. Это многое говорит о регионе и вдохновляет. Мы видим, насколько женщины важны для построения институтов в сфере искусства – разных нон-профитных организаций, архивов, школ, стипендий, которые отправляют студентов учиться в западные школы. Я сама начала деятельность моей организации Baibakov Art Projects в мужском городе – Москве, и я лично очень заинтересована ролью женщин в обществе, в особенности в регионе бывшего СССР – предпринимательниц, женщин, которые меняют мир вокруг себя и очень проактивны в этом.

Когда говорят о "мужском шовинизме", в голову приходят страны-патриархаты Кавказа и Центральной Азии. Самым интересным для меня здесь, на "Маркере" стало понимание, насколько важную роль в этих регионах играют женщины.

С точки зрения выставленных работ – какую картину вы увидели на этом "Маркере"?

Мне очень понравился посыл кураторов Slavs and Tatars, они хотели рассказать историю, не только современную, но историю XX века, и именно через формат фигуративного искусства – формат портретов. Это общий язык, который связывает людей. Во всем мире есть портретное искусство, и через эти портреты мы узнаем друг друга. С другой стороны, этот формат проблематичен, ведь территория Центральной Азии и Кавказа ассоциируется с Исламом, хотя это далеко не единственная религия в этом регионе. Кроме того, мы сейчас в мусульманской стране, и выставка Art Dubai проходит под патронажем государства, связанного с Исламом, где, как вы знаете, отношение к фигуративному искусству – крайне сложное. В таком контексте, было интересно увидеть объемную выставку портретного формата, не только живописи, но и скульптуры, видео, фотографии.

Формат Портретов – это общий язык, который связывает людей. Во всем мире есть портретное искусство, и через эти портреты мы узнаем друг друга.

Slavs and Tatars сделали азиатскую чайхану, с самоваром, книгами, посиделками...

Все продумано: чайхана, стенды под книги, которые берут начало в подставках под Коран, (они называются "рахле"), даже этот наивный зеленый коммунистический цвет стен, который для нас привычен и даже немного неприятен, напоминая о нашем унылом прошлом, все это отличает выставку от того, что я видела на "Маркере" за последние пять лет. В прошлом году, например, были просто вывешены работы. Здесь присутствует некий элемент светскости, все начинается с библиотеки – с книг, которые можно сесть и почитать, вернуться к ним, это такой архив, который нельзя найти нигде, они собирались вручную.

Можно сесть попить чай и обсудить увиденное. Все это создает возможность интимно познакомиться с искусством региона. Кстати, формат чайханы прошел на ура еще и потому, что на "Арт Дубай" мы проводим по 3 часа на ногах, а тут появляется прекрасная возможность и рассмотреть искусство, и отдохнуть. Так что Slavs and Tatars придумали прекрасный формат-приманку для уставших посетителей ярмарки.

Несмотря на то, что Казахстан и Центральная Азия выставляются, и что-то в искусстве происходит, сказать, что идет какое-то бурное развитие – никак нельзя. На ваш взгляд, что должно произойти чтобы началось активное развитие? Есть какая-то отправная точка?

  • В 90-х годах искусство Казахстана поддерживалось западными нон-профитными организациями. Фонд Сороса поддерживал искусство страны, которая становилась на ноги. Теперь Казахстану важно самому поддерживать свою собственную культуру, это – очень богатая страна, нужно смотреть на разные источники потенциального патронажа. С одной стороны, такой источник в нашем регионе – правительство, но патронаж правительства – всегда проблематичен, потому что вслед за деньгами появляются его предпочтения с точки зрения посыла работ. 
  • С другой стороны есть частный патронаж. Насколько мне известно, частный патронаж в Казахстане, также как в других постсоветских странах только прививается – все привыкли к коммунистическому подходу, когда все, что связано с культурой, финансируется государством.

В 90-х годах искусство Казахстана поддерживалось западными нон-профитными организациями. Фонд Сороса поддерживал искусство страны, которая становилась на ноги. Теперь Казахстану важно самому поддерживать свою собственную культуру

  • Как это происходит на Западе?

  • В американском формате только 2,5 процента от бюджета той или иной организации приходит от правительства, все остальное поддерживается частными лицами, или корпоративными дотациями, которые мотивированы определенной структурой налогообложения. Если в США мы даем деньги на выставку, часть этих денег не облагается налогом, таким образом правительство как бы говорит "спасибо" частным инвесторам за то, что они берут на себя эту роль. Это очень важно для будущего в нашем регионе, в России и в Центральной Азии, нам тоже необходимо придти к формату, когда правительство замотивирует бизнес и частных филантропов какими-то налоговыми уступками. Это и будет отправной точкой. 
  • Институции станут сильнее, чем больше платформ – тем больше выставок, чем больше выставок – тем больше новых работ, и все начнет развиваться. Крупные корпорации, бизнес связанный с правительством, просто должны взять на себя ответсвенность, как это делается во всем мире.