Поиск

Интервью Buro 24/7: Дина Байтасова и Индира Дюсебаева

Интервью Buro 24/7: Дина Байтасова и Индира Дюсебаева

О современном искусстве Казахстана

Текст: Ольга Веселова


"В Казахстане публика более восприимчива к классическому искусству: его легче понять, на него приятнее смотреть", – молодая основательница международной ассоциации развития искусства IADA Индира Дюсебаева тактично и корректно объясняет, почему среднестатистический житель нашей страны не большой поклонник современного искусства. Она делает это из Вены, где Индира вместе с президентом ассоциации, такой же хрупкой Диной Байтасовой показывает миру казахстанских художников. На самом деле хрупкие Дина и Индира ведут войну, если хотите, за просвещение. Когда-то, получив хорошее образование, каждая из них решила заниматься странным делом – развивать казахстанское современное искусство. В Вене при поддержке австрийской нефтяной компании OMV IADA показала молодых художников Бахыт Бубиканову, Аду Ю и Гульнур Мукажанову. Почему им больше всех надо и чего они хотят, специально для Buro 24/7 выяснила Ольга Веселова.  

Что вы ждете от участия в VIENNAFAIR?

Индира: Для нас это безумно важное событие. Очень важна реакция публики на казахстанское искусство. Кроме этого, VIENNAFAIR – это возможность познакомиться с новыми людьми, кураторами, работниками музеев, искусствоведами. В принципе, именно так мы сюда и попали. На открытие выставки в Венеции пришли представители VIENNAFAIR и предложили участие в рамках проекта DIYALOG: New Energies.

Дина: Казахстан впервые участвует с отдельным стендом на VIENNAFAIR, что вызывает огромный интерес. Этот проект – отличная площадка для того, чтобы раскрыть потенциал молодых казахстанских художников. Нам повезло, что несколько художников, задействованных в проекте, смогли приехать сами на ярмарку и представить свои работы. 

Вы говорите, что важно прочувствовать реакцию зрителей на казахстанское искусство. Какая она? 

Индира: В первую очередь это удивление. Особенно работой Гульнур Мукажановой Mankurts in the Megapolis ("Манкурты в мегаполисе"), которая сделана из войлока. Войлок – непривычный и нетипичный для европейцев материал.

Дина: Многие не ожидают встретить здесь казахстанских художников, так как наша страна очень редко выставляется как полноценный участник на таком высоком международном уровне. За пределами отечества известны наши экономические и политические достижения, а не современное искусство.

Что дало участие в VIENNAFAIR, появились новые проекты?

Индира: Нас пригласили участвовать в похожем событии в Лондоне,  для этого нужна спонсорская помощь, около 20 тыс. фунтов стерлингов.

Дина: Вообще, предложения выставляться и участвовать в различных проектах были из разных стран, в данный момент мы рассматриваем все возможности, расставляем приоритеты.

Интервью Buro 24/7: Дина Байтасова и Индира Дюсебаева (фото 1)

На Венецианской биеннале современного искусства в этом году IADA проводила в рамках альтернативной программы выставку, которая должна была обратить на себя внимание. Обратила?

Индира: В Венецию к нам на выставку приехала представитель алматинского управления культуры. Нам кажется, ей все понравилось. Мы считаем, что они готовы с нами сотрудничать. Мы рассчитываем на то, что управление поможет нам с обращением в Министерство культуры по поводу отдельного павильона для Казахстана на Венецианской биеннале в следующий раз. 

Дина: Выставка в Венеции продлится до 24 ноября. Обращение к Министерству культуры  по поводу того, что необходимо планировать казахстанский павильон на Венецианской биеннале, мы намерены сделать после окончания выставки и печати заключительного каталога о всех наших проектах за этот год. 

Я правильно понимаю: если у Казахстана не будет отдельного павильона, то на 56-ю Венецианскую биеннале наши художники не попадут, потому что Центрально-Азиатского павильона уже не будет?

Индира: Да, для того чтобы Казахстан был представлен на 56-й биеннале как отдельный национальный павильон, необходима официальная поддержка Министерства культуры РК в виде обращения с заявкой об участии нашей страны к президенту Венецианской биеннале. До этого мы были представлены в рамках павильона ЦА, финансировал этот проект фонд HIVOS. 

Чтобы успеть к следующей биеннале в Венеции в 2015 году, когда нужно начать подготовку?

Индира: Два месяца назад. На самом деле, многие страны уже сейчас начинают подготовку, присматривают помещения, договариваются о спонсорстве и аренде.

Интервью Buro 24/7: Дина Байтасова и Индира Дюсебаева (фото 2)

Что важнее: чтобы казахстанское современное искусство знали за рубежом или в стране?

Дина: Для нас важно и то и другое, причем одновременно, потому что эти процессы между собой очень связаны, внутри искусство не развито, вот почему важно  поддерживать связь с мировым художественным сообществом.

Индира: Для нас важно, чтобы казахстанцы знали отечественных художников, чтобы не случилось так, что через 20 лет нам будут привозить наших же. Сейчас работы казахстанских художников в основном приобретают иностранцы, потом они будут продавать их нам же, но уже дороже. Еще очень важно в стране поддерживать образовательные проекты, которые будут развивать не только художников, но и аудиторию.

В описании экспозиции на VIENNAFAIR, которое готовила куратор Гайша Маданова, говорится, что казахстанское общество слишком традиционно. Оно воспринимает только живопись? О чем это говорит? И как поменять этот взгляд?

Индира: В Казахстане публика более восприимчива к классическому искусству. Его легче понять, на него приятнее смотреть. Здесь вопрос даже не в эпохе или технике, а скорее в сюжете. Легче для понимания и восприятия реалистичные сюжеты и темы. Легче понять пейзаж или натюрморт, чем докопаться до смысла пустой комнаты или белой стены.

Дина: Современное искусство концептуально, оно задает очень много вопросов, прежде всего эти вопросы у зрителя обращены к самому себе. Нужно немало потрудиться, чтобы докопаться до истины. Но я не думаю, что все это говорит о неразвитости общества,  просто мы живем в другом культурном контексте. Та же живопись в Казахстане появилась лишь в конце XIX века, мы не проходили всех этапов истории искусств, но это совершенно нормально, просто сейчас, в наши дни, искусству нужно уделить больше внимания.

Почему это важно?

Дина: Для развития страны важно, это развитие не может быть ограничено политикой, экономикой и социальной сферой. Стержень – в духовном развитии человека, оно формирует и его мировосприятие, и качество жизни. Это то, без чего невозможно прогрессировать.

Индира: Кроме этого, искусство способно развивать воображение в людях, способность нестандартно мыслить, что очень важно при построении креативного класса, о котором сегодня так много говорится. 

Интервью Buro 24/7: Дина Байтасова и Индира Дюсебаева (фото 3)

Оставьте комментарий

Больше