Поиск

Рахат-лукум очей моих: что покупают турецкие коллекционеры современного искусства

Владислав Слудский посетил стамбульскую арт-ярмарку и узнал, во что инвестируют деньги турецкие коллекционеры

Текст: Владислав Слудский

Турцию сложно воспринимать как отдельное явление арт-рынка, когда мимо проплывают такие киты, как Art Basel, Frieze London и The Armory Show в Нью-Йорке. Даже относительно региональная Art Dubai кажется более привлекательным местом для новых контактов и продаж. Поэтому, когда директор Contemporary Istanbul предложил нашей галерее поучаствовать в 13-ом сезоне ярмарки, мы восприняли это скорее как повод прокатиться в солнечный Стамбул и немного расширить сеть своих коллекционеров, особенно не рассчитывая на серьезные продажи. Падение лиры и просьбы Эрдогана "достать евро и доллары из-под подушки" тоже не сильно помогали делу, но поскольку арт-бизнес – это всегда немного авантюра, мы сделали аккуратный отбор небольших произведений, которые бы попадали в рыночные реалии современной Турции, и отправились покорять Восток. С нами были две ампулы гвоздей, леска, 5 пакетиков двухстороннего скотча, солонка, наполовину наполненная инвойсами, и 100 грамм офисных кнопок. В качестве секретного агента мы взяли с собой нашу коллегу Лару, которая родилась и выросла в Стамбуле, и происходила из еврейской семьи – во времена Оттоманской (Османской) империи именно евреи помогали туркам налаживать торговые связи с Европой, поэтому диаспора в городе большая, есть синагога, школы и остальное культурно-архитектурное присутствие.

 

istanbul_exhibit

 

Дни открытия прошли с подобающим туркам гостеприимством, и отдельных участников ярмарки звали на чрезвычайно приятные ужины и вечеринки, одна из которых прошла на берегу Босфора, и попасть на нее было можно только при помощи яхт. Вид на красный мост, соединяющий азиатскую сторону с европейской, кавалерийский заряд просекко и сюрреалистичные скульптуры Кристофа Кинтеры в доме принимающего нас коллекционера растопили сердца галеристов и кураторов со всего мира. Причем, мира совсем другого, чем принято встречать в том же Базеле или Нью-Йорке – это были образованные молодые люди, живущие в Лондоне, но все, как один: из Ирана, Иордании, Греции, Катара, и вообще из не самых привычных для искусства мест. Был вечер и в закрытом клубе Soho House Istanbul, куда,  как на ультрафиолетовую лампу, слетелись друзья ярмарки, чтобы потерять еще немного клеток печени. Подобные вечера нужны для коммуникации и выстраивания связей, и разные ярмарки ведут разную политику. Стамбульская показала абсолютную открытость, настроение и легкость, не превращая это в бессмысленное грехопадение с бесплатным вином. Стереотип об "исламских коллекционерах", которые предпочитают абстрактное и блестящее искусство, был разрушен волной интереса к китайскому художнику Чи Минг, пишущему работы фигуративные и даже отдающие социальным реализмом.

 

istanbul_exhibit

 

У посетителей ярмарки были вкус и знание, они задавали правильные вопросы и, несмотря на то, что мелкими вкраплениями в списке галерей всё же появлялись молодые и в основном местные галеристы, состав участников заставлял серьезно относиться к общей программе и отбору работ. Там была известная на весь мир Pi Artworks, которая какое-то время представляла Ербосына Мельдибекова, Zimmerman Gallery, Andakulova из Дубаи, которая показала произведения Алмагуль Менлибаевой и Макса Пенсона. И конечно Continua, список художников которой включает в себя таких звезд, как Аниш Капур, Цай Гоцян, Кики Смит, Микеланджело Пистолетто, Антони Гормли и еще несколько дюжин людей, навсегда изменивших художественный ландшафт мира. Приятно сказать, что среди них есть и те, которые работали и работают с Ethan Cohen Gallery, например: Ай Вейвей, Гу Дешин, (Gu Dexin), Чи Жиже (Qui Zhijie), Сан Юан и Пенг Ю (Sun Yuan & Peng Yu). Из того, что выставили мы, мне особенно понравился уже покойный дедушка африканского искусства – Фредерик Бруле, которого одним из первых  представителей того региона приняла в свои объятия академическая часть западного мира, включив его произведения в такие значимые выставки, как dOCUMENTA, Венецианская и Стамбульская биеннале.

 

istanbul_exhibit

 

Его работы – это легенды, короткие зарисовки бытовых сцен, часто идущие в определённой последовательности и использующие язык движущейся как в кино картинки. Художник был из первого поколения, которое обучали письму, и отсюда, наверное, в нём есть эта маниакальная любовь к бумаге, ручке и карандашам. Практически все его произведения за несколько десятилетий труда – это небольшие прямоугольные картонки, которые он непременно подписывал сзади,  указывая год создания и название легенды.

istanbul_exhibit

Арт-ярмарки – это важный толчок к развитию рынка и культуры в городе, а иногда и стране. Я заметил огромное количество подростков, которые пришли познакомиться с миром искусства не через приобретение работ, а, пока, просто через наблюдение. Девяносто человек из ста – просто сделают селфи и забудут об этом, но те десять, которые решатся прочитать и пойти дальше, надеюсь, станут будущими арт-профессионалами Турции. Параллельные программы ярмарки помогают обучать людей, давать им какие-то базовые знания об истории коллекционирования и о том, что эта сторона искусства ближе, чем кажется. Средняя цена за работу, если не считать крупные галереи, была до $10 000 а это – две хорошие сумки или полторы поездки в Таиланд семьей.

Покупали в основном турецкие коллекционеры, а значит, даже в тяжелой экономической ситуации они не отказываются от участия в рынке и хотят его поддержать, пусть эта поддержка и не исчисляется прежними цифрами. Ярмарку частично спонсирует местный банк, и всё вышесказанное я пытаюсь подвести к тому, что казахстанцам давно пора тоже оказаться в этом чудесном международном клубе любителей и потребителей искусства. Делать это надо осторожно, понимая, у кого и что ты покупаешь, не спешить и наблюдать за поведением и программой галереи или дилера. Покупать всегда "сердцем" и только то, что действительно оставляет в душе отпечаток и кажется личным, а не то, что сейчас висит в галерее модного супермаркета. 2018 и 2019 – важные годы для казахстанской культуры, так как впервые за долгое время государство вышло на плановый, правильный и нужный диалог с современным искусством и теми, кто этому искусству много лет помогает. При поддержке Министерства культуры и спорта РК и Национального музея РК проходят четыре крупные выставки, две из которых уже открылись в Берлине и Лондоне. Показывают лучших наших художников, причем в самых важных для глобального диалога городах мира. Их увидят знаменитые кураторы, люди, которые принимают решения о включении тех или иных регионов в программы международных выставок, представители галерей с именем и репутацией. Всё это дает ростки, и в недалеком будущем мы сможем увидеть, как ситуация изменится в лучшую сторону, как внутри страны, так и вовне. Как с искусством, которое уже включено в рынок, так и с молодым, экспериментальным и пока еще протестной культурой.

Оставьте комментарий

Больше