
Балет "Ромео и Джульетта": за кулисами и на сцене
Гастроли "Астана Опера" в Алматы
"Родена" алматинскому зрителю покажут сегодня, 10 февраля, "Ромео и Джульетту" мы посмотрели в минувшую субботу. Нам удалось попасть за сцену, и увидеть, как труппа готовится к представлению.
Пока "Ромео" Таир Гатауов и "Джульетта" Мадина Басбаева сидят на гриме, за опущенным занавесом ГАТОБа – шум. Технический персонал просят убрать лишние стулья, которых не видно в темноте. "Они же себе все ноги посбивают", переживает серьезная дама. Ноги – здесь, действительно, самое главное. За 15 минут до начала спектакля, танцоры еще в теплых носках и шерстянных гетрах, которые держат мышцы в тепле. Легкие пуанты они наденут прямо перед выходом.
В тусклом свете разминаются "Розалина" Асель Шайкенова и "Тибальд" Сержан Кауков. Когда спектакль закончится, ему будут кричать "браво". Сержан блестяще исполнит роль Тибальда, сделав его надменным, высокомерным и бескомпромиссным главой клана Капулетти.
Хореограф постановки француз Шарль Жюд 20 лет работал в спектаклях Рудольфа Нуриева, и перенес и адаптировал его постановку для казахстанской сцены. Сначала он ставил "Ромео и Джульетту" в "Опере Бордо", куда пригласил нашу балерину Мадину Басбаеву на главную роль, затем приехал в Казахстан.
Постановка Жюда – это не классический балет в чистом виде. Школа Нуриева, безусловно, воспитала в нем трепетное отношение к технике, но не менее важны для француза – актерское мастерство и эмоции, которые должен почувствовать зритель.
Клан "Капуллети" одет в пурпурные наряды, сшитые итальянскими мастерами Эцио Фриджерио и Франко Скуарчапино. Во время бала в доме Капуллети, они озарят сцену как красные флаги, демонстрируя в легендарном "Танце Рыцарей" Сергея Прокофьева, всю мощь и власть семьи.
На фоне этого "железного" характера семьи, наивность и невинность "Джульетты" становится еще контрастней. Мадина Басбаева порхает по сцене в кремовых и нежно-розовых платьицах, она – легкая, кажется даже невесомая, и ее игра с кормилицей заставляет зал улыбаться. Роль последней потрясающе исполнила Сэрина Сунагава, она сделала няню Джульетты – добрым и даже комичным персонажем, в какой-то момент, наблюдая за кормилицей, зрители уже смеются во весь голос.
Монтекки, одетые в бирюзовые наряды, у Жюда представлены легкомысленной троицей Меркуцио, Бенволио и Ромео.
Меркуцио, исполненный Арманом Уразовым, также как "Тибальд" Сержан Кауков сорвет шквал апплодисментов. Он сделал своего героя ярким и задиристым, готовым выхватить шпагу в любой момент. Племянник Монтекки "Бенволио" Бахтияр Адамжан, наоборот, ведет себя как истинный миротворец, вытаскивая своих друзей из переделок.
Шарль Жюд изменил финал Шекспировской пьесы. Он позволил юным влюбленным увидеть друг друга перед смертью. Когда Джульетта просыпается в семейном склепе, Ромео уже умирает, но он еще жив, и возлюбленные успевают проститься в последнем танце.
Постановка столичного театра произвела сильное впечатление на алматинских зрителей. Артистам зал аплодировал стоя.