Поиск

О спектаклях \"АРТиШОК\" и \"Жас Сахна\" на \"Откровении\"

О спектаклях "АРТиШОК" и "Жас Сахна" на "Откровении"

Остаться Человеком

Текст: Наталия Пак


Фото: Спектакль "Толстая тетрадь" - фотограф Диана Балаян

Театральный фестиваль "Откровение" в Алматы открылся непростым и жестоким спектаклем "Одноклассники" Тадеуша Слободзянека, а во второй день гости фестиваля изучили "Толстую тетрадь" Аготы Кристоф. Оба спектакля о войне, без героев, наград и победоносного счастья. О войне, которая калечила и лепила из взрослых и детей чудовищ

"Одноклассники" – это XIV уроков, а точнее XIV жизненных ситуаций, которые пережили десять героев пьесы. Юные поляки и евреи – одноклассники. Они вместе взрослели, вместе мечтали, как станут пилотами и актрисами, швеями и солдатами, они веселились, дурачились и влюблялись. Жили счастливо, пока лицом к лицу не столкнулись с войной и с тем, что она вокруг себя сеяла.

В 1939 году Восточную Польшу захватили коммунисты, в 1941-м – нацисты. Именно в этот период польская половина когда-то "дружного класса" превращается в палачей. Убийство, издевательство, насилие. Грань пройдена, кульминацией становится массовое сожжение. 1600 человек заживо сгорели 10 июля 1941 года в польском поселке Едвабне. История реальна, что обескураживает вдвойне.

До 2000 года считалось, что людей сожгли нацисты, но правда в том, что казнь устроили вчерашние односельчане. В 2001 году президент Польши Александр Квасьневский официально извинился перед еврейским народом за это страшное преступление. Спектакль "Одноклассники" – признание и покаяние. Это тот случай, когда искусство – возможность целого народа очиститься и простить себя. 

О спектаклях "АРТиШОК" и "Жас Сахна" на "Откровении" (фото 1)

Режиссер Барзу Абдуразаков прямолинеен и жесток со зрителем. Его постановка без разрешения вытаскивает наружу страхи, комплексы вины, жуткие тaйны. Зал проглатывает каждую сцену, женщины плачут, мужчины молчат, это боль и чувство стыда за то, что такое с нами, с людьми, вообще возможно. 

О спектаклях "АРТиШОК" и "Жас Сахна" на "Откровении" (фото 2)

Практически то же самое переживают герои "Толстой тетради" Аготы Кристоф. То же время, но уже не Польша, а Венгрия. Произведение, претендующее на звание одной из самых жестоких книг прошлого века, – записки двух близнецов Клауса и Лукаса. Они документируют свою жизнь в приграничном венгерском городке во время Второй мировой войны. У Кристоф исторические факты – тоже фон, а в основе истории – все же люди. 

О спектаклях "АРТиШОК" и "Жас Сахна" на "Откровении" (фото 3)

После начала войны мать оставила своих сыновей – близнецов Клауса и Лукаса – на попечение бабушки, которая десять лет не видела свою дочь и тем более внуков. Близнецы учатся жить там, где, кажется, уже не осталось людей. Они каждый день сталкиваются с болью и жесткостью, их постоянно избивают, над ними издеваются соседи, а родная бабушка морит голодом. Чтобы пережить все это, ребята решают записывать все ужасы, что с ними происходят, в толстую тетрадь, которая легко могла бы стать пособием. 

Герои Кристоф живут в мире, где каждый день происходят ужасные преступления и где они сами становятся чудовищами. Они убивают из ревности, из чувства справедливости, из сострадания, из-за невозможности осуществить свою мечту. Для них каждое действие имеет свой личный, благородный мотив, но разве это важно? Новосибирский режиссер Анна Зиновьева заставляет задуматься о том, в какой момент искалеченный человек начинает калечить другого. 

О спектаклях "АРТиШОК" и "Жас Сахна" на "Откровении" (фото 4)

Старт фестиваля "Откровение" оправдал свое название. Мощный, тяжелый разговор казахстанских независимых театров, актеры, которым удается виртуозно вжиться в сложные роли. После бурных аплодисментов герои "Толстой тетради" и "Одноклассников" никуда не исчезают. Их уносят с собой зрители, которые покидают зал, задумавшись. После спектаклей кто-то вспоминает дружбу, кто-то думает о предательстве и о том, как отстаивать в себе человека. А это – самая главная задача, с которой третий фестиваль уже справился. 

 

Больше