Поиск

Art Dubai: часть 2 \"Портрет Родины\"

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины"

Казахстанское современное искусство

Текст: Галина Рыжкина

Фото: Галина Рыжкина


Зеленые стены, чай из самовара, возможность присесть и почитать книги. Самая концептуальная часть минувшей арт-ярмарки Art Dubai – секция Marker, на которой в этом году казахстанское современное искусство представили сразу несколько организаций. Галина Рыжкина отправилась на побережье Персидского залива, чтобы посмотреть в лицо Родине.

Секция Marker на Art Dubai каждый год представляет разные регионы. В прошлом году это была Африка, в этом – Центральная Азия и Кавказ. Тема, которую задали кураторы, группа художников Slavs and Tatars - "Портретный режим". Ее можно толковать по-разному, с точки зрения заголовков западных газет, или доминирования другой, правящей в регионе системы - фигуративного искусства.

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 1)

Казахстан в общем портрете "Маркера" "написали" две организации – фонд Asia Art+ Юлии Сорокиной, с 2007 года по крупицам собирающей лучшее в contemporary art страны, и молодая организация IADA во главе с Диной Байтасовой. Сорокина выставила Маслова (работы которого продались в первый же день), Двинянинова, Нарымбетова, Воробьевых, Нарынова, Огай, Тряхина-Бухарова и киргизского художника Улана Джапарова. IADA представила Камиллу Габдуллину, Бахыт Бубиканову и Асхата Ахмедьярова. Все работы отбирали кураторы, в состав их команды вошла алматинка Катя Серебряная. 

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 2)

"Тема - обобщенный портрет региона, который выражается не только привычным портретом человека" говорит Юлия Сорокина, "Это такое отображение центрально-азиатского лица в комплексной, собирательной композиии. Лицо получилось необычным. У нас сцена – пестрая и в плане национальных идентичностей, и в плане интересов художников. Самое главное, что удалось показать не клешированную маску, которую легко показать, а своеборазный регион, где не все так просто, и наблюдается разнообразие".

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 3)

От остальной ярмарки, "Маркер", по мнению Сорокиной, сильно отличается: "Она – очень коммерческая, много богатых вещей, явно дорого стоящих, которые обладают своего рода ценностью продукта. Здесь же (в "Маркере") произведения обладают ценностью идеи, да, они хорошо проработаны и выполнены, но это человеческие произведения, они не столько "шики-мики", как говорят в Берлине, не коммерческие, не гламурные, они несут какие-то гуманистические послания".

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 4)

Cамая старая работа, представленная на "Маркере" – "Космическая мать" 1970 года, кисти известной дагестанской художницы Галины Конопацкой. Последние – те, что выполнены в прошлом году. "Это – эволюция культуры", говорит сооснователь IADA Дина Байтасова, "От "Космической матери" – до современных инсталляций и живописи. Я спросила, почему кураторы выбрали работу Бубикановой "XO, XO, XO." Они ответили, что она – как сам регион, люди обращают на него внимание, но не знают, как к нему подойти, как его объяснить".

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 5)

Эволюция культуры начинается с галерейных стен. В отличие от Contemporary и Modern, у секции Marker они – бледно-зеленого цвета. Такие стены встречаются в казахстанских государственных поликлиниках и всевозможных "кабинетах". Такие стены были в моей первой школьной библиотеке. Мы знаем с детства эту однотипную краску, которой окрашено все "около-государственное пространство". Как сказала специалист по современному искусству Мария Байбакова, которая входит в состав попечительского совета Art Dubai уже пять лет, "наивный коммунистический цвет".

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 6)

"Маркер" – маленькое путешествие экзотичных для нас посетителей в экзотичную для них культуру. Это взгляд на портрет исламского региона, вырванного из советского прошлого, но местами, особенно в части той самой культуры, так его и не пережившего. Сценография, расстановка объектов, то, как висят картины в "Маркере", все это свойственно не нью-йоркской галерее, а к примеру, алматинской. Осенью прошлого года художник из Slavs and Tatars Паям Шарифи был в Алматы проездом, и побывал в музее Кастеева. Именно этот музей и вдохновил куратора на "наивный коммунистический зеленый". Советский Восток, замеченный ироничными Slavs and Tatars в своих путешествиях, и тонко интерпретированный. Здесь есть место и наследию, и религии, которая вернулась в жизнь Центральной Азии и Кавказа после развала СССР, и его смешанным интернациональным традициям. А еще "Маркер" неожиданно показал женское лицо современного искусства Центральной Азии и Кавказа. Начиная с "Космической матери" Конопацкой до галеристов и экспертов, которые сегодня самостоятельно развивают contemporary art на  этом, все еще "советском" Востоке.

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 7)

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 8)

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 9)

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 10)

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 11)

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 12)

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 13)

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 14)

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 15)Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 16)

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 17)

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 18)

Art Dubai: часть 2 "Портрет Родины" (фото 19)

Больше