Поиск

Наблюдения галеристов: Куда растет крупнейшая в Азии выставка Art Basel Hong Kong?

Наблюдения галеристов: Куда растет крупнейшая в Азии выставка Art Basel Hong Kong?

Мадина и Мариана Гоговы

Текст: Мариана и Мадина Гоговы


В середине марта в Гонконге состоялся самый крупный смотр западного и азиатского современного искусства Art Basel Hong Kong. Его результатом стали большие сделки и миллионные продажи. Специально для Buro 24/7 владелицы московской Artwin Gallery Мариана и Мадина Гоговы рассказывают, как Гонконг захватывает арт-рынок, самые авторитетные галереи открывают здесь свои представительства, а арт-диллеры проявляют лояльность к новым азиатским коллекционерам

Art Basel – самая престижная ярмарка современного искусства. На несколько дней в июне маленький швейцарский городок превращается в место, где концентрируются крупнейшие коллекционеры со всего мира. Для авторитетных галерей принимать участие в Art Basel настолько же естественно, как, к примеру, для передовых стран участвовать в Олимпиаде. В декабре любители искусства и профессиональные участники рынка преодолевают океан, чтобы оказаться в Майами – более десяти лет назад там была запущена Art Basel Miami Beach, которая преобразила город до неузнаваемости. А в 2013 году прошла первая ярмарка в Гонконге. Спустя два года в павильонах крупнейшей азиатской выставки можно увидеть не только коллекционеров и галеристов, но и голливудских звезд. Третий в мире рынок по объемам продаж искусства после Нью-Йорка и Лондона продолжает расти. 

Китайцы не только скупают самые дорогие наряды haute couture и сумки Hermés, инкрустированные бриллиантами, теперь они покупают современное искусство. Конечно, политика ярмарки стимулирует развитие китайского искусства – не менее половины участников Art Basel Hong Kong – азиатские галереи, работающие в основном с азиатскими художниками. Знаменитый японский художник Такаси Мураками присутствует у стенда собственной KaikaiKiki Gallery с работами его бывших учеников. 

Огромные цены на недвижимость не остановили крупнейшие западные галереи от открытия в Гонконге собственных площадок, и эти вложения явно оправданы. Perrotin Gallery находится в одном небоскребе с White Cube, где выставлена красочная Beatriz Milhazes, пространство Gagosian Gallery – 500 метров в историческом здании Pedder – заполнили золотые абстракции Рудольфа Стингеля. 

Российское и казахстанское арт-сообщество уже давно проложило путь в Швейцарию и США, теперь настал черед азиатского центра. Бану Бабаева любовалась трансформированными цветами Гленна Брауна, а московские коллекционеры Александр Попов и его очаровательная супруга Евгения пополнят свою коллекцию графикой японского художника Yoshitomo Nara, все работы которого были проданы в первые часы превью ярмарки и здесь, и в пространстве Pace Gallery.

Очень показательным является стенд тяжеловеса рынка современного искусства – Gagosian Gallery. Политика галереи на международных ярмарках – индивидуальные стенды художников, например, Джеффа Кунса, иногда несколько работ разных художников, но всегда без подписей, так как эти имена должны быть известны всем.

В Гонконге Gagosian Gallery без лишнего снобизма представила множество громких имен с подробным описанием, проявляя таким образом лояльность к местным коллекционерам. Вот вам Герхард Рихтер, Ричард Аведон, Зенг Фанжи, Фрэнсис Бэкон, Джордж Базелиц, Виллем де Кунинг.

Другой мировой лидер – Pace Gallery, владелец крупнейшей коллекции Марка Ротко, также не настаивает в Азии на своих принципах, представив на стенде всем известных и любимых "свежими" коллекционерами художников, например, Александра Колдера.

Парижская галерея Perrotin, у которой также есть пространства в Нью-Йорке и Гонконге, представила проект с французским стрит-художником JR. Фотобудка, установленная на выставке, выдавала плакаты с портретами приглашенных гостей на "фирменном" фоне художника, позволяя им почувствовать свою причастность к арт-проекту. Гости могли выйти на крышу полюбоваться на вечерний Гонконг и залив, а ближе к ночи все переместились на dj-set Basement Jaxx.

Один из европейских первопроходцев в Китае – швейцарец Урс Миле, который открыл здесь свой первый выставочный проект еще в 1997 году. Урс неспроста входит в комитет по отбору участников ярмарки, на его глазах выросло новое, прогрессивное поколение китайских коллекционеров, которые в своих знаниях и потенциале не уступают, а то и превосходят западных коллег. Обаятельный и очень деятельный швейцарец открыл галерею в Пекине в пространстве, построенном по проекту Ай Вэйвэя в 2006 году. Кстати, один из ведущих художников галереи Урса китаец Ли Ганг отправился в Казахстан на три месяца в поисках вдохновения для нового проекта, который он представит осенью.

Art Basel Hong Kong успешно расширяет границы интересов главных коллекционеров и игроков рынка современного искусства. В этом году здесь была организована дискуссия, которую вела принцесса Ливии Алийя, посвященная искусству Кавказа и Средней Азии. Куратор азербайджанского центра современного искусства Yarat Суад Гараева, художница Таус Махачева и владелица лондонской галереи Мила Аскерова обсуждали вопросы национальной идентичности художников.

Art Basel Hong Kong не только собирает вокруг себя главных участников мирового арт-рынка и концентрирует на себе продажи предметов искусства, выставка становится одним из главных культурных событий года, как европейские кинофестивали или арт-смотры с куда более длительной историей. И эти темы роста – под стать "китайскому экономическому чуду" – стремительны и безаппеляционны. Вот уже здесь проходит благотворительное мероприятие Amfar c участием Кейт Мосс и Виктории Бекхэм, вот ужин с Бейонсе в галерее David Zwirner, а здесь – роскошный коктейль часового бренда Audemars Piguet.  

Что до продаж, очень показательным стал первый день выставки, когда в первые часы открытия галерея Дэвида Цвирнера продала самую масштабную работу Криса Офили Dead Monkey - Sex, Money and Drugs за два миллиона долларов (холст, кстати, местами написан навозом слона), а в последние минуты первого дня коллекционеры из Китая купили две работы Нео Рауха стоимостью по миллиону долларов каждая. Такой вот он – Гонконг.

Больше