
512 часов "ничего" Марины Абрамович в галерее Serpentine
Скандальный перформанс
"512 часов" – первый перформанс Абрамович с 2010 года, ее ретроспективной выставки в Нью-Йоркском музее современного искусства и действия "В присутствии художника", когда она обменивалась взглядом с посетителями. Абрамович как перформансист выступает за действие, она вообще считает, что в будущем у искусства не будет никаких объектов, а значит, не будет товара и цены. Потому что сегодня оценка предметов искусства – оценка их стоимости. В "512 часах" она доводит эту, как она говорит, "свою самую радикальную идею" до совершенства. Голые стены галереи, посетители, которых просят оставить все вещи у входа, и Абрамович – вот искусство из "ничего".
Однако у "ничего" уже есть свои художники. Один из его современных исследователей – американка Мэри Эллен Кэрролл, которую "ничто" интересует с начала 90-х годов прошлого века. В том числе один из экстремальных проектов Кэрролл так и называется.
За несколько недель до начала перформанса Абрамович в "Серпентайн" ее куратору –Хансу Ульриху Обристу написали письмо обеспокоенные эксперты, которые посчитали, что Абрамович использует идею Кэрролл, последняя может остаться в тени, и в будущем ей будет сложно исполнять свое "ничто". Решение, которое приняло руководство "Серпентайн", – сделать беседу двух художниц. Правда, пока не понятно, как на это предложение отреагируют Абрамович и Кэрролл.
В любом случае, это лето – прекрасная возможность побывать в Лондоне и увидеть Марину Абрамович и ее "ничто" своими глазами. Она в галерее – шесть дней в неделю.