Поиск

Все дело в вагончике. Зачем "Стрелке" свой завод?

Новый бизнес

Все дело в вагончике. Зачем "Стрелке" свой завод?

Текст: Катерина Милославская

Фото: Марина Карпыкова

Зачем алматинскому стрит-фуду "Стрелка" свой собственный завод? Как открыть свое дело с помощью одного небольшого трейлера? Настя Гончарова и Андрей Шенцов рассказали Buro 24/7 о том, как внедряют новый для Казахстана передвижной мобильный бизнес

Впервые о "Стрелке" заговорили несколько месяцев назад, когда симпатичный вагончик зеленого цвета появился на музыкальном фестивале Jazzystan и посетители угощались простыми, но очень вкусными сэндвичами. Cекрет успеха раскрыли быстро – хлеб для "Стрелки" пекла Оксана КимФлайоск, автор самых вкусных багетов в Алматы. За прилавком стояла Настя Гончарова, совладелица магазина периодики и виниловых пластинок "Букла" и фактически главный идеолог движения slow-life в Казахстане.

В городе "Стрелку" до сих пор не найти. Фуд-траки появляются редко, чаще всего на городских мероприятиях. А дело в том, что за простой концепцией бренда уличной еды стоит большая идея принципиально нового для Казахстана мобильного передвижного бизнеса. И сердце этого проекта не где-нибудь в пекарне или ресторанчике, а на заводе "Спутник".

Его основатель и главный инициатор проекта Андрей Шенцов говорит: "Стрелка" – это лишь одна из частей нашей работы, причем, не самая крупная. Основное наше занятие сейчас – это производство траков, их реализация и налаживание схемы их работы. С помощью них мы закладываем основу новой бизнес-платформы. Трейлер может быть чем угодно – стрит-фудом, кофейней, прачечной, домиком на колесах и всем тем, что придет вам в голову. Фишка этого бизнеса в том, что он не привязан к месту". 

Все дело в вагончике. Зачем "Стрелке" свой завод? (фото 1)

Комплектацию каждого трейлера разработчики планируют в проектном бюро. Он действительно может быть чем угодно, в зависимости от этих пожеланий трак наполняют самым разным оборудованием. Что-то собирают на месте, а что-то заказывают. Каждая новая комплектация – вызов для Андрея и его команды. Если с фуд-траком все уже более-менее понятно, то сейчас поступают и другие заказы, например, передвижная автомастерская.

Все дело в вагончике. Зачем "Стрелке" свой завод? (фото 2)

Андрей Шенцов, основатель "Спутника"

Идея передвижных вагончиков – не новая. В Советском Казахстане существовала система "Талала". Ее внедрили на государственном уровне в 50-е60-е годы, когда создавались сотни поселков-целинников. Их нужно было обеспечивать самыми различными услугами – от парикмахерской до продуктов. "В принципе сейчас ничего не изменилось. Мы решили воссоздать эту идею, но нужны были потребители, – рассказывает Андрей. – Мы с Настей создали компанию "Стрелка", которая сама является одним из потребителей этого же продукта – вагончиков. Я уверен, что таких компаний будет в будущем масса, но "Стрелка" – главный пример нового направления – мобильного бизнеса".

Все дело в вагончике. Зачем "Стрелке" свой завод? (фото 3)

Главная идея "Спутника" – создать полноценную платформу, которая не замкнется на производстве трейлеров и их продаже, но будет прорабатывать модель, по которой предприниматели смогут зарабатывать на своем вагончике. На первый взгляд кажется, что все легко – купил трак, продукты, и знай себе – продавай бутерброды там, где тебе захочется. Но все не так просто, в Казахстане на законодательном уровне не урегулирован вопрос мобильной уличной торговли. "Зная все критические нюансы законодательсвта, мы хотели понять, как помочь этому бизнесу встать на ноги. Мы хотим дать нашему покупателю готовый план действий. Где-то облегченная процедура получения разрешения на торговлю, где-то уже готовые цехи, где-то готовые точки закупа полуфабрикатов и много всего другого", – объясняет Андрей. 

Все дело в вагончике. Зачем "Стрелке" свой завод? (фото 4)

"Стрелка" – это только верхушка айсберга", – рассказывает Настя Гончарова. – Мы с Андреем решили запустить ее как пробный проект, с которым мы пройдем все этапы развития этого мобильного предпринимательства, чтобы потом мы уже могли оказывать помощь начинающим предпринимателям, как уже говорил Андрей, давать консультации, делиться явками-паролями".

Сейчас на ребятах лежит много работы, постоянные встречи с акиматом, комитетом по ЧС, пожарными и многими другими. "Каждый человек, пришедший к нам со своей идеей, может получить оформленный бизнес. Кто-то, к примеру, хочет заниматься чисткой одежды, а на сегодняшний день простаивающих в ночное время химчисток – огромное количество, – объясняет Андрей возможности вагончика. – Хочет ли он сделать туристические передвижные вагоны, вагончики с питанием, то это вполне реально сейчас. Хочет он организовать овощной лоток, кафе-мороженое, или, например, новую флюромашину, или просто взять вагончик для себя и своей семьи для путешествий – все это возможно".

Все дело в вагончике. Зачем "Стрелке" свой завод? (фото 5)

Долгое время "Стрелка" не появлялась нигде, кроме специальных мероприятий, ребята не могли договориться с властями о том, в каких общественных местах тракам можно стоять. На днях команда получила разрешение поставить трейлер на территории киноцентра "Арман". Но для того, чтобы бизнес "пошел в массы", команда "Стрелки" должна преодолеть еше множество препятствий, которые возникают в основном при работе с государственным аппаратом. Транспортировка, сервисное обслуживание, проверки, налоговая отчетность, мобильный передвижной бизнес – совершенно новая для Казахстана идея, поэтому понимание в госорганах она находит с трудом. 

– Государство не понимает, как контролировать частного предпринимателя, который не привязан к определенному месту. Оно ставит блокировку, мы же пытаемся выступить неким посредником, который говорит: "Мы гарантируем качество продукции", – рассказывает Андрей. – Мы хотим, чтобы бизнес был прозрачным, чтобы с каждого чека шел налог. Это выгодно нам самим. Мы не жалуемся, что наше государство такое проблематичное, наоборот, мы исправляем ситуацию.

В этом плане ребятам повезло – появление "Стрелки" совпало с началом государственной программы развития внутреннего туризма: "Сейчас государство пытается развить туристический бизнес в стране и уже открывает финансирование, но сталкивается с проблемами: туристов надо кормить, им надо где-то жить, передвигаться с комфортом. Мы можем помочь решить некоторые эти вопросы", – объясняет владелец "Спутника" и надеется, что "Стрелка" найдет понимание и поддержку государства. Речь идет о казахстанском производстве, добавляет он, и новых возможностей для предпринимателей

Все дело в вагончике. Зачем "Стрелке" свой завод? (фото 6)

Настя Гончарова, директор "Стрелки"

Сейчас Настя и Андрей работают над развитием программы не только в Алматы, но и в Астане и регионах. Вопреки ожиданиям, столица и остальные города охотнее идут навстречу молодым предпринимателям. С помощью единомышленников ребятам удалось создать отдельное движение в Мангистауской области и Астане – "Бизнес на колесах". Активная работа ведется не только по Казахстану, но и с другими странами. "Мы ведем переговоры по Крыму, Чехии и Грузии, и мне кажется, что в этих странах у нас появится возможность быстрее выйти на рынок, чем в Казахстане. В Европе мы гораздо конкурентоспособнее, так как такой же трейлер в Европе будет стоить больше 100 тысяч евро, – делится Андрей своими наблюдениями. – Поэтому мы очень хорошо смотримся на фоне таких цифр". Сейчас команда ставит себе задачу, чтобы четырехметровый трейлер стоил не выше шести миллионов, пятиметровый – не выше восьми миллионов, а самый большой – не выше 12 миллионов. В России такие продукты стоят на 3040% дороже, а в Европе – так и вовсе в 34 раза. 

– Мы начали со стрит-фуда, потому что это одна из самых сложных бизнес-моделей, в которой соединяется очень много требований. Этот бренд – показатель для нас, если "Стрелка" себя проявит и выйдет на рынок, то нам уже будет, что демонстрировать, – объясняет Андрей выбор направления уличной еды. 

Все дело в вагончике. Зачем "Стрелке" свой завод? (фото 7)

Варианты эксплуатации трейлеров действительно бесчисленны. Вагоны легко трансформируются. "Суть такова: потоки потребностей меняются. Если утром перед офисом мы хотим получить кофе, то вечером мы хотим получить пиво. Летом выгоднее продавать лимонад, а зимой – какао", – раскрывает новые возможности своих трейлеров Андрей. Сама "Стрелка" также не планирует останавливаться на сэндвичах – сейчас уже вводится мексиканское меню снэков, десерты для детей, а в будущем у "Стрелки" появится собственное кафе-мороженое. Делать его будет Оксана КимФлайоск, которая специально ездила в Италию на обучение искусству джелатерии. 

Все дело в вагончике. Зачем "Стрелке" свой завод? (фото 8)

– И все-таки, кто они, ваши главные клиенты? Наверняка ваша цель – привлечь крупные компании на оптовый закуп– пытаюсь задать каверзный вопрос Андрею и Насте на прощание.

– Совсем нет, – с улыбкой отвечает владелец "Спутника". – Наши основные потребители – частные предприниматели, которые мечтают о собственном деле. Никакая крупная компания не сделает интересный сложный и необычный заказ, в основном им нужны траки с каким-то базовым набором функций. Мы же хотим построить платформу для развития, где каждый трейлер – это отдельная структура, отдельный бизнес, над реализацией которого мы долго трудились. Назвать это социальным бизнесом не получится, но формой нового общественного предпринимательства – вполне.

Загрузить еще