Поиск

Новые фермеры: Зачем алматинцам в село?

Новые фермеры: Зачем алматинцам в село?

Мода на органику как стиль жизни

Текст: Катерина Милославская

Фото: Марина Карпыкова


Сегодня в мире все больше жителей мегаполисов выбирают не офисы и комфортабельные жилые комплексы, а миниатюрные органические фермы и животноводческие хозяйства на природе. Насколько это актуально для Казахстана, где современный городской стиль жизни только появляется? Алматинцы Ринат Фазылбеков, Алим Сайлыбаев и Ирина Проференко рассказывают, почему они готовы отказаться от жизни в мегаполисе уже сейчас и почему органическое сельское хозяйство для Казахстана – это новая нефть

Сама идея "нового" фермерства на Западе зародилась в 1950–1960-х годах, когда крупные производители начали массово использовать химические удобрения, значительно увеличивая урожай. Тогда возникло движение мелких фермерских хозяйств, которые не могли себе позволить покупку дорогих химикатов, а потом, объединившись, стали и вовсе выступать против них. Именно так и появился прообраз современной фермы – небольшого хозяйства, производящего органик-продукты без пестицидов, гербицидов и гормонов. Сейчас такие фермы занимают целый пласт в сфере сельского хозяйства со своими законами, производством и регламентацией. В этом им активно содействуют правительства – так, например, Эстония и Латвия в обязательном порядке скупают у своих эко-производителей то, что они не смогли реализовать.
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2806341

Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2806341

В Казахстане тренд на фермерское хозяйство появился совсем недавно, хотя, казалось бы, ресурсы располагают к бурному развитию отрасли. Фермерством занимается большая часть сельского населения, но методы и технологии производства в этой сфере безнадежно устарели. Маркетологи успешно используют коды семейных традиций и преемственности поколений для продаж, только в реальности "бабушкиным" традициям конкурировать с современным производством крупных хозяйств просто невозможно.

Новые фермеры: Зачем алматинцам в село? (фото 1)

С распространением в Казахстане эко-движения появилось целое поколение новых фермеров – молодых предпринимателей, выросших в городе, но решивших вернуться "к земле". Их цель – не только обеспечивать себя и близких продуктами без химических добавок, но и построить свой небольшой и современный бизнес. Как и традиционные фермеры, городские новички сталкиваются с теми же проблемами, хотя заниматься органическим земледелием намного труднее.

Ирину Проференко в Алматы знают как диджея и модель, в фермерство она пришла совсем недавно, но погрузилась в него с головой.  На одном из семинаров Ира встретила единомышленников – Рината Фазылбекова и Алима Сайлыбаева, которым тема "перезагрузки" сельского хозяйства тоже была интересна. Вместе они организовали проект Social Farm Agropark, призванный помогать не только таким же молодым предпринимателям, но и тем, кто работает с землей уже не первое десятилетие. 

Новые фермеры: Зачем алматинцам в село? (фото 2)

Ирина Проференко, соосновательница Social Farm Agropark

Social Farm Agropark – это инновационный технологический парк, созданный для распространения мирового опыта в развитии органического и экологического фермерства. Сами организаторы называют его проектом нового социального бизнеса. Сейчас в их распоряжении находится около 100 гектаров земли в предгорьях Алатау. Система до гениального проста  каждый желающий может стать партнером "Агропарка", вложив в проект инвестиции. Взамен партнер получает в пользование землю, на которой может построить свое хозяйство  сады, огороды, посевные поля, пасеки, виноградники. Возможности ограничены лишь природными условиями. Со своей стороны "Агропарк" также предлагает всестороннюю поддержку и консультации, поэтому стать фермером может даже тот, кто ферму видел лишь на картинках. "В данный момент для многих из нас это будет единственным выходом из сложившейся ситуации. Нефтяные годы закончились, но у нас же есть своя нефть, возобновляемая,  рассказывает один из основателей проекта Ринат Фазылбеков. – Сейчас в "Агропарке" уже функционирует первый пробный проект  пасека на 20 ульев, недавно собрали первый урожай. Для ее создания понадобились инвестиции в $2000, а что такое две тысячи долларов сегодня? Любая семья, подкопив немного, сможет позволить себе такой бизнес. Сейчас развитие органического хозяйства обсуждают на государственном уровне, так что в скором времени сектор, мы надеемся, получит большой толчок в развитии". 

Новые фермеры: Зачем алматинцам в село? (фото 3)

Пока объект строится, организаторы ведут активную подготовительную работу  устраивают ознакомительные мероприятия, проводят паблик-токи с зарубежными экспертами. К примеру, недавно вывезли целую группу городских энтузиастов сажать деревья на "Аллее друзей", открыв таким образом первую мини-краундфандинговую кампанию. Сейчас задача организаторов "Агропарка"  привлечь молодое, заинтересованное, городское население, которое и станет основной движущей силой новых ферм. "Пока "Агроферма" воспринимается исключительно как сельский проект. Да, наша территория располагается за городом, но сельское население само по себе находится в большом отрыве от технологий и инноваций, – рассказывает Ирина Проференко. – Именно поэтому мы думаем привлекать горожан, более прогрессивный слой общества, от них должна исходить инициатива. Мы хотим привлечь их внимание и сделать это модным, как и во всем мире". Только эта мода на фермерство не будет временным трендом, она должна развиться в инновационное направление в сельском хозяйстве, объясняют Алим Сайлыбаев и Ринат Фазылбеков.

Новые фермеры: Зачем алматинцам в село? (фото 4)

Ринат Фазылбеков, сооснователь Social Farm Agropark

Сейчас ребята разрабатывают новые методы органического производства в противовес экстенсивному. На данный момент большинство предпринимателей по-прежнему работают по принципу совхоза. Фермеры получают прибыль за гектар, а это значит, что чем большую площадь засеют, тем больше денег выручат. Но новички зачастую не могут позволить себе выкупить такие огромные участки, плюс ко всему они нуждаются в крупной сельскохозяйственной технике, которую трудно содержать. "Агропарк" предлагает своим партнерам более простой метод диверсификации, когда небольшой участок в пару гектар засеивается разными культурами. 

"Как правило, территории засеиваются монокультурой, и разнобразия никакого нет, а мы хотим доказать обратное. Какой горожанин пойдет засеивать картошку на 50 гектарах? Ему это в принципе неинтересно объясняет Ринат. Мы хотим показать, что при методе диверсификации на маленьком участке можно выращивать разные виды салатов, орехи, ягоды, овощи, цветы, и за счет этого прибыль будет выше. Это намного удобнее и привлекательнее для среднестатистического городского жителя. Практически любой может позволить себе выкупить 15 гектаров, распланировать и засеивать их теми культурами, которыми ему хочется".

Новые фермеры: Зачем алматинцам в село? (фото 5)

Консультации и сдача земель под производство  не единственное направление "Агропарка". В планах – создание публичного пространства для общения, культурного обмена и обмена идеями. Это направление своей работы новые фермеры окрестили как "сельский туризм", оно подразумевает гостиничные пространства, кампусы, коворкинги, лаборатории, теплицы, кооперативы. Таким образом "Агропарк" планирует стать связующим звеном между производителями сырья и ритейлерами, а главным направлением будет популяризация органических продуктов на рынке Казахстана. 

Большинство сегодняшних фермеров могут вырастить сырье, а сделать из него готовый способны далеко не все. Для этого им нужно работать в кооперации с переработчиками и торговыми организациями, и обходится это зачастую очень дорого, а сам процесс не налажен. "Агропарк" собирается способствовать фермерам и в этом деле. "Мы не хотим продавать только свежие продукты, нам это неинтересно с точки зрения денег. Эти же овощи ты можешь солить, мариновать, консервировать, и это будет продаваться гораздо дороже. Переработанных продуктов у нас в Казахстане очень мало. Только сейчас некоторые производители начинают сушить яблоки, делать различного рода соки, но это в основном крафтовый подход – поштучный товар, чисто для себя. Мы же хотим захватить этот сегмент", – делятся планами предприниматели. 

Новые фермеры: Зачем алматинцам в село? (фото 6)

Алим Сайлыбаев, основатель "Агропарка"

Как социальный проект  Social Farm Agropark будет работать с сельскими жителями и вовлекать их в современное фермерство. Это еще один амбициозный план  подружить село с мегаполисом, интегрировать предприимчивого горожанина и сельских жителей, создать такие условия, чтобы алматинец оставил город, но не нарушил сложившегося здесь ритма жизни.  "Дружить" с селянами "Агропарк" будет  сначала через детские культурные центры. "Мы не можем прийти к фермерам и сказать: «Вы все делаете неправильно! Вы должны сажать вот это по-другому», в лучшем случае они нам ответят «Ты кто?». По этой причине контакт надо начинать издалека, объясняют основатели выбор детских и культурных центров основным каналом коммуникаций. – Новое и непонятное всегда вызывает у людей отторжение". 
За модным термином "organic" стоит не столько желание потреблять экологически чистые продукты, это – полноценный образ жизни со своей философией. Отказ от неосознанного потребления и гонки за материальными благами, смена ритма и обстановки, все это – естественное стремление сделать свою жизнь качественнее.  Когда большие города с каждым днем теряют свою привлекательность, деревни становятся новым, желанным местом для жизни. И, похоже, у алматинцев тоже появится такое место, где можно будет отказаться от работы в корпоративном секторе ради собственной пасеки и грядок с рукколой. 
Новые фермеры: Зачем алматинцам в село? (фото 7)
Больше