
ARTBAT FEST6: Как светский Алматы интегрировался в народ
Железнодорожный вокзал, водка и перформанс Оли Кройтор
Железнодорожный вокзал неслучайно и не эпатажа ради стал отправной точкой шестого фестиваля. В этом месте расположился проект хедлайнера, японца Тацу Ниши (теперь его, правда, зовут Татуро Атзу). Художник, известный обустройством памятников по всему миру, на вокзале Алматы-2, к сожалению, ничего так и не обустроил. Его проект "На верхней полке" свелся к созданию нехитрого домашнего пространства на вокзале, призванного сократить путь между домом и дорогой. Это не игра с люстрой "Эрмитажа" на десятом Манифесте, и не "Открытие Колумба", кто-то из зрителей предположил, что памятник японцу в Алматы так и не дали.
Тем не менее, очередь к проекту Ниши выстроилась нешуточная, такой никогда не было в музеях и давно нет в железнодорожных кассах. Но если шок и удивление вызывала молчаливая российская перформансистка Ольга Кройтор, то главным представлением этого вечера стала даже не ее "Точка опоры", а все мероприятие целиком.
Ольгу Кройтор называют "российской Мариной Абрамович". В Алматы молодую художницу привезла московская Artwin Gallery, здесь Оля повторила свой перформанс "Точка опоры", который она впервые показывала в "Гараже" в 2014 году. На протяжении нескольких часов девушка неподвижно стоит на четырехметровой колонне. Смысл "Точки опоры" достаточно прост – шаткость положения человека, одиночество, отстранение. Но страховку Ольги не видно, и смотреть на нее в высоте – захватывающе и почти невыносимо. И все это на фоне здания вокзала, угрюмых пассажиров с чемоданами, таксистов с телефонами и помощников, готовых донести до перронов багаж.
Главное представление и особенность открытия шестого ARTBAT FEST – это смешение таких разных и редко контактирующих между собой горожан – творческой богемы, привыкшей к закрытым вечеринкам, и обычных людей, от "коктейлей в честь чего-то там" совершенно далеких. Вместе до вчерашнего дня их представить было сложно, успешные рекламщики в хороших костюмах и женщины из привокзальных ларьков, актеры ARTиШОКа и кассирши, вышедшие на работу в ночную смену, все вместе это выглядело почти сюрреалистично. Кульминацией этого никем не придуманного перформанса стал перекупщик билетов, обрушившийся с грязными ругательствами на артисток ARTиШОКа, кассиршу и многочисленных операторов телеканалов. Растерялся, испугался, видимо, думал, что объективы камер и все внимание зала ожидания направлены на него. "Культурная Алма-Ата" интегрировалась в народ, последний ответил ей спонтанным представлением. Шестой ARTBAT FEST официально начался, можно снова разойтись по своим мирам и наслаждаться или шокироваться непонятным современным искусством.