Поиск

Отбеливающая косметика – скрытый колоризм или средство против пигментации

Отбеливающая косметика – скрытый колоризм или средство против пигментации

Текст: Томирис Балтабаева


Фото: Ivan Bideac

В свете последних событий, которые спровоцировали массовые протесты против расизма, компании L’Oréal и Unilever сообщили, что исключат слова "белый", "отбеливающий", "светлый" и "осветляющий" (white/whitening, fair/fairness, light/lightening) из описания и названий своих отбеливающих продуктов. А Johnson&Johnson в то же время снимут с продаж в Азии свои косметические линии, направленные на осветление темных пигментных пятен, в частности Fine Fairness от Neutrogena and Clear Fairness от Clean & Clear. Эти заявления подкрепили давно начавшуюся дискуссию о колоризме в мире косметики. И тогда как в западном мире сейчас редко встретишь средство, в открытую намекающее, что "белый" значит "красивый", в других странах это остается распространенной проблемой.

Отбеливание кожи в странах Африки и Азии 

Отбеливание и осветление кожи посредством кремов и даже таблеток для приема внутрь – отнюдь не в новизну для многих стран Африки и Азии. Там отбеливающие кремы можно приобрести не только у производителей масс-маркета, но и у не регулируемых государством компаний (на Amazon и на других онлайн-рынках). По подсчетам ВОЗ, в 2011 году в среднем 40% африканских женщин отбеливали кожу, но эта цифра разнится в зависимости от страны – например, в Нигерии этот процент доходит до 77 от всего женского населения. К тому же с недавних пор женщины Ганы и других африканских стран принимают новое отбеливающее вещество – глутатион (в виде таблеток или внутривенно) не только для того, чтобы осветлить свою кожу, но и кожу своих детей, находящихся в утробе. Это весьма странное стремление для населения, у которого светлая кожа – редкость. Многие отбеливающие кожу вещества, такие как глутатион, не были одобрены здравоохранительными органами, поэтому тренд на осветление кожи может пагубно сказаться на здоровье населения. В результате в 2019 году в Гане и Руанде запретили использование отбеливающих веществ, а также запустили программы по информированию людей о вреде отбеливания кожи токсичными веществами. Однако бан незначительно повлиял на спрос на такие средства.

Отбеливающая косметика – скрытый колоризм или средство против пигментации (фото 1)

Похожая ситуация складывается в странах Азии, включая страны-гиганты по производству косметики, такие как Южная Корея и Япония. Если вы частенько делаете покупки у корейских брендов, то вероятно уже заметили, что значительная доля продукции – это средства для осветления кожи. Их рекламные кампании нередко изображают смуглый тон кожи как нежелательный и даже дефектный. Вдобавок такой посыл распространен в странах, где большинство населения имеет смуглую кожу, например, в Филиппинах и Индии. И хотя сейчас радикальные рекламные идеи не всегда приветствуются публикой, скрытые намеки на колоризм всё же присутствуют либо в визуальной части рекламы, либо в выборе слов при описании средства. Например, у популярного корейского бренда COSRX до недавнего времени существовала эссенция под названием 'White Power Essence', которую после жалоб переименовали в 'Tone Balancing Essence'. Желание иметь светлую кожу отмечается и у женщин Казахстана, хотя и не в таком масштабе. Несмотря на продолжающиеся дебаты по поводу отбеливающих средств, их рынок также продолжает расти – по прогнозам, к 2026 году его объем составит около 8 миллиардов долларов. 

Чем обусловлено стремление к светлому тону кожи?

Эту тенденцию можно объяснить превосходством белой расы (white supremacy), но также нельзя исключать укоренившиеся проблемы колоризма и классовости во многих странах. Не секрет, что в некоторых азиатских странах белая кожа считается признаком богатства, так как традиционно рабочий класс приобретал загар или смуглую кожу во время полевых работ. Желание обладать светлой кожей не вызвано стремлением к "европеоидной" внешности, а, скорее, стремлением к высокому социальному статусу и соответствующим привилегиям. Этот культурный предрассудок укреплялся в сознании общества на протяжении долгого времени. 

Обратная сторона дебатов

Отбеливающие средства, в которых используются меркурий и щелочные растворы, и домашние отбеливающие рецепты с лимонной кислотой, содой и перекисью водорода наносят вред здоровью кожи. Но существуют и неагрессивные ингредиенты, такие как азелаиновая кислота, АНА кислоты, ниацинамид, альфа-арбутин и витамин С, которые тоже имеют осветляющие свойства, но широко используются по иному назначению – для борьбы с гиперпигментацией. Постакне, возрастные пигментные пятна и мелазма – распространенные проблемы и, по некоторым исследованиям, они чаще возникают у людей со смуглой кожей. Гиперпигментация, наравне с акне, в обществе считается эстетическим изъяном и может привести к психологическим страданиям.

Отбеливающая косметика – скрытый колоризм или средство против пигментации (фото 2)

В июне этого года индийский бренд отбеливающих средств Fair and Lovely (дочерняя компания Unilever), столкнулся с критикой из-за своего названия, которое дословно можно перевести как "Светлый и хорошенький". К слову, главный ингредиент этого средства – ниацинамид – любимое вещество чуть ли не каждого бьютиголика. Общественность потребовала прекратить продажу продукции этого бренда, и через некоторое время бренд заявил, что заменит слово 'fair' в названии на другое. Неизвестно, приведет ли растущая враждебность по отношению к отбеливающим средствам к концу их производства. Но, в случае их исчезновения с полок магазинов, станет ли это проблемой для людей, страдающих гиперпигментацией?

Что будет с рынком отбеливающих косметических средств?

Хотя в основном действия компаний L’Oréal и Unilever были встречены позитивно, добрая половина пользователей интернета высказала своё недовольство. Ведь попытки сменить одно слово на другое не меняют сути самого средства и выглядят как мнимая инициатива. Таким образом избегают проблем большинство других западных брендов, которые дипломатично называют свои осветляющие средства 'brightening' или 'with brightening effect'. Поэтому некоторые считают, что лучший вариант – это полное исключение отбеливающей продукции из ассортимента брендов. Но, с другой стороны, когда Johnson&Johnson сняли с продаж кремы для пигментации, люди тоже были не в восторге. Действительно, разве каждый сам не ответственен за свои покупки? Не имеет ли человек право выбирать средства по своему усмотрению, при учете, что использование всех токсичных и сомнительных ингредиентов регулируется государством? Исходя из такой логики, не стоит ли запретить пластические операции по европеизации век, например?

Разрозненные ответные реакции в обществе на инициативы по антиколоризму подсказывают, что данная тенденция может не достигнуть достаточного общественного резонанса. Возможно, это приведет к уменьшению и, в конечном счете, исчезновению колоризма в рекламных кампаниях косметических брендов. Но пока неясно, сможет ли такое движение глобально изменить общественное сознание, ведь, в конце концов, это – культурологическая проблема, укрепленная десятилетиями социальной стигматизации, которую вряд ли можно искоренить бессистемными изменениями.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше