Поиск

Красота и предубеждение: почему наш мир располагает к красивым людям?

Красота и предубеждение: почему наш мир располагает к красивым людям?

Текст: Томирис Балтабаева


Мы часто рассуждаем об обратной, менее привлекательной стороне бьюти-индустрии и изучаем травматичные издержки следования стандартам красоты. Уже несколько десятилетий ученые исследуют влияние красоты на социальную структуру общества. Один из их выводов: красота "поощряется" обществом, она дает огромные преимущества тем, кто ею обладает. Разберемся, почему так происходит, и изменится ли ситуация в будущем.

Эволюционное программирование 

Склонность человека ценить красоту – это эволюционно сложившаяся черта его естества. В природе красота предмета и существа отражает их здоровье и отсутствие абнормальностей, поэтому в каком-то смысле она является аспектом генетического превосходства. И тогда как естественный отбор обусловлен выживанием наиболее приспособленного к естественной среде, половой отбор происходит посредством конкуренции за полового партнера. Все живые существа выбирают партнера, который соответствует определенным показателям. Эти показатели указывают на пригодность партнера для размножения и продолжения рода. Поэтому наружность многих особей видоизменилась непосредственно в целях привлечения противоположного пола, даже несмотря на то, что яркая наружность также создает потенциальную угрозу. Важную роль в определении соответствия партнера играют симметричность наружности и проявление полового диморфизма (то есть особенностей, типичных для разных полов). Например, у приматов половой диморфизм проявляется в различии массы тела и размера клыков, а у павлинов – размера "хвоста". Самки павлинов предпочитают самцов с наиболее длинным "хвостом" и наибольшим количеством "глазков" на нем, так как такие особи могут дать более здоровое потомство. Конечно, человечеством правят не только инстинкты.

Красота и предубеждение: почему наш мир располагает к красивым людям? (фото 1)

Общественные предрассудки

Стандарты красоты социально обусловлены и подкрепляются нашими предрассудками. Причем активисты феминистского движения убеждены, что стандарты красоты навязываются только женской половине населения. В прошлом году ученые университета Копенгагена проанализировали с помощью алгоритма 3.5 миллиона книг и выявили, что прилагательные, ассоциирующиеся с внешней привлекательностью, чаще всего используются для описания образов женщин, тогда как прилагательные, ассоциирующиеся с поведением и личными качествами – в основном для описания образов мужчин. Хотя алгоритм проанализировал 11 миллиардов слов, в исследовании были использованы лишь книги на английском языке, выпущенные в период между 1900 и 2008 годами. Абсолютно полной картины это исследование не предоставляет, но зато наглядно демонстрирует общественные предпочтения: красивая, сексуальная женщина и умный, храбрый мужчина. Можно предположить, что схожая тенденция прослеживается на протяжении всей истории человечества.

Эту тему затронула французская писательница Симона де Бовуар в книге, классике феминистской литературы – "Второй пол". Но полностью раскрыла проблематичность связи между красотой и женщинами Наоми Вульф в книге "Миф о красоте". Вульф критикует стандарты красоты, которые общество навязывает женщинам, более того, она утверждает, что виновны именно патриархальное общество и все издержки этой социальной организации, как, например, капитализм. Вульф считает: если в послевоенные годы патриархальное общество ограничило свободы женщин кухней и домашними заботами, то к концу 1980-х – стандартами красоты. Ведь, в конечном счете, то, что считается красивым в женщине, определяется мужскими предпочтениями. А потребительское общество стало инструментом для сбыта продуктов, которые "делают" женщину красивой. И хотя отчасти с автором можно согласиться, систематически возникающая предвзятость по поводу красоты человека прослеживается у обоих полов. В современном мире внешность мужчины является таким же объектом внимания общества, как и внешность женщины. 

В чем выражаются преимущества?

В целом, красивые люди имеют определенное превосходство во многих аспектах жизни. Вполне вероятно, это результат приписывания физическим характеристикам особых психологических качеств. То есть привлекательные люди кажутся более социально и интеллектуально компетентными, а также более успешными, счастливыми, альтруистичными и морально зрелыми. Это объясняет результаты многих исследований, которые показывают, что привлекательные люди имеют больше шансов получить работу, высокую должность и более высокую заработную плату, карьерный рост, популярность, романтический опыт, и даже меньший срок заключения в случае судебных разбирательств. Такие предрассудки присутствуют и в академической обстановке – учителя более снисходительно относятся к внешне привлекательным ученикам и предполагают, что те превосходят других в интеллектуальном, академическом и социальном аспектах. Но нужно отметить, что для каждого пола имеются свои характеристики, определяющие привлекательность человека. Как мы уже сказали, двумя основными критериями являются симметрия лица и физические признаки разных полов (или половой диморфизм). То есть, для мужчины это могут быть крупное телосложение и выраженная широкая нижняя челюсть, а для женщин – высокие скулы и пухлые губы. Недавнее исследование выявило, что во время интервью кандидаты на должность оцениваются согласно тому, насколько они соответствуют эстетическим стандартам, типичным для их пола. Не секрет, что многие работодатели при выборе сотрудника руководствуются степенью красоты кандидата. В англоязычной литературе это называют 'aesthetic labour' (дословно – эстетический труд), что особенно востребовано и ценится в сфере услуг. Этот концепт объясняет, как красота транслируется в экономическую выгоду. Так, например, владельцы отельного и ресторанного бизнеса отдают предпочтение более стереотипно привлекательным сотрудникам ресепшн, хостес и официантам.

Красота и предубеждение: почему наш мир располагает к красивым людям? (фото 2)

Более привлекательные и стереотипно маскулинные мужчины воспринимаются как лучшие лидеры благодаря тому, что привлекательные люди кажутся более компетентными. Это влияет не только на успех и продвижение по карьерной лестнице, но даже на результаты политических выборов. Например, голоса на выборах коррелировали с рейтингом привлекательности лица кандидатов в Австралии, Финляндии и Великобритании. И, наоборот, взрослые (в данном исследовании – в большинстве случаев мужчины) с детскими чертами лица воспринимаются как невинные, и потому такие индивидуумы реже признаются виновными во время суда. А у женщин, как объясняет эволюционная психология, детские черты лица считаются привлекательными, так как они сигнализируют о молодости и здоровье женщины. Возможно, именно это обстоятельство обусловило популярность азиатских бьюти-трендов. Большие глаза, прямые брови и пухлые розоватые губы напрямую свидетельствуют о невинности и юности человека. Привлекательные люди более уверены в себе и обладают лучшим ментальным здоровьем, что является результатом социальной значимости красоты.

Несмотря на то, что красота в каком-то смысле является ресурсом, это не гарантирует абсолютной выгоды. Даже если наружность влияет на первоначальное впечатление о человеке, в конечном итоге мы обращаем внимание на другие многочисленные качества и способности человека. К тому же стереотипное мышление постепенно искореняется благодаря широкой огласке проблемы на социальных платформах, различным социальным движениям и законам о дискриминации. Если верить результатам исследований прошлых десятилетий, со временем предубеждения о красоте смягчаются и не влияют на жизни людей столь же значительно. Нельзя не отметить и тот факт, что от предрассудков страдают и стереотипно красивые люди – например, красивые женщины могут восприниматься как менее авторитетные на рабочем месте. Однако не стоит принижать способности человека видеть красоту, ведь окружать себя красивыми предметами – это вполне естественно. Другой вопрос – это то, как мы определяем красоту, и стоит ли нам превращать человека в объект красоты.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий

Больше