Поиск

 

Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее?

 

Текст: Томирис Балтабаева

 

Хотя пандемия и подорвала уклад жизни человечества, она ускорила диджитализацию коммерческих процессов и бизнесов по всему миру. В случае бьюти-индустрии этот переход происходит сравнительно плавно – компании уже достаточное время используют технологии AR (Augmented Reality или дополненная реальность) и ИИ (искусственный интеллект) для создания, продвижения и продажи продуктов. Особую роль сейчас играет развитие технологий дополненной реальности, посредством которых бьюти-бренды могут если не заменить, то дополнить опыт похода в магазин. Так, в скором будущем покупатели смогут вмиг испробовать на себе сотни декоративных косметических средств, не выходя из дома – для тестирования продукта понадобится лишь телефон и специальное приложение. Но такие AR-технологии уже давно применяются в социальных сетях – те же самые "маски" и фильтры в Instagram и Snapchat изменяют внешность пользователей в реальном времени. Как AR-технологии влияют на ментальное здоровье, изменяют бьюти-индустрию, и как стандарты красоты продолжают укореняться в диджитал-пространстве?

 

Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 1)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 2)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 3)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 4)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 5)

 

Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 6)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 7)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 8)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 9)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 10)

 

Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 11)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 12)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 13)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 14)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 15)

 

Об AR-фильтрах и о масках в соцсетях

 

Впервые впустила AR-технологии в нашу повседневную жизнь и намертво закрепила их как константу медиа платформа Snapchat в 2015 году. Фильтр, превращающий лицо пользователя в миловидную анимированную мордочку собаки, стал обязательным атрибутом онлайн-общения и знаменовал полную трансформацию социальных сетей. Изменилось и то, как каждый воспринимает себя и других в виртуальном пространстве. Со временем качество и наполнение фильтров менялось, и если раньше они использовались как развлекательная функция, то сейчас доступные в них маски едва отличимы от реальности. Теперь для того, чтобы изменить вашу внешность, вам не нужен опыт использования программы Photoshop. Достаточно иметь пару преобразующих "масок", сохраненных в вашем приложении Snapchat или Instagram, и все стесняющие недостатки могут быть скрыты.

В прошлом году Facetune (ещё одно приложение, создающее реалистичную ретушь лица), запустило весьма масштабную рекламную кампанию, которая захватила просторы интернета. "Ever wonder why your friends’ selfies look so good – Вы никогда не задумывались, почему селфи ваших друзей выглядят так хорошо?", – гласит рекламный видеоролик. С одной стороны, такой посыл может показаться даже разумным, ведь чем больше людей знает о распространенности ретуширования фотографий, тем менее болезненно будут восприниматься стереотипно красивые лица в сети. Но это, скорее всего, может привести к обратным результатам: реклама призывала приобрести приложение для ретуши своих селфи, что только нормализует эти нереалистичные стандарты красоты – как виртуально, так и в реальной жизни.

В более прогрессивных приложениях, например в Meitu, Snow и Ulike, вы можете полностью изменить свою внешность (как лица, так и тела) даже на видеозаписи – отрегулировать размер челюсти, носа и глаз, уменьшить талию, увеличить рост и подкорректировать макияж. Пока что значительные изменения все же можно заметить, особенно на нечетком видео, так как система распознавания лиц работает лучше на статичном, хорошо освещенном изображении. Но более развитые технологии по трекингу и распознаванию лиц уже используются в кинематографе, и ничего не мешает им просочиться в массы. Станет ли тогда виртуальная "пластическая хирургия" абсолютной нормой, а ложная онлайн-идентичность – нашим новым неизменным обличьем? Казалось бы, современные фильмы жанра киберпанк – отдаленное будущее, но в то же время человечество уже живет в виртуальном мире – постоянно создает и улучшает своё диджитал-обличье. Не напоминает ли это какой-нибудь эпизод сериала "Черное зеркало"?

 

Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 16)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 17)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 18)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 19)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 20)

 

Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 21)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 22)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 23)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 24)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 25)

 

Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 26)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 27)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 28)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 29)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 30)

 

О влиянии на ментальное здоровье

 

По классике жанра, любой технологический прорыв сопровождается побочными эффектами. Сейчас многие утверждают, что активность в социальных сетях ведет к повышенной тревоге, заниженной самооценке и депрессии. Каждому не понаслышке известно, к чему может привести чрезмерное использование платформ типа Instagram. Дело в том, что человеческий мозг имеет интересную особенность – оценивать что-либо в соответствии с определенными критериями или ориентирами. Но когда это распространяется на наше восприятие собственной красоты относительно другой, эта особенность может иметь деструктивный характер. Такая предвзятая оценка влияет на общее настроение, уверенность в себе и уровень счастья, к тому же изменяет процесс оценки окружающих. Исследования показывают, что, когда человек смотрит на фотографии моделей с обложек журналов, происходит сравнение не только его самого с ними (если модели того же пола), но и его партнера с моделями (если они противоположного пола). При этом оценки внешности – и своей, и партнера – падают.

Вдобавок AR-фильтры могут усугубить дисморфофобию – психическое расстройство, при котором человек излишне обеспокоен незначительным дефектом своей внешности. Особенно уязвимые пользователи сети поддаются иллюзии существования совершенного тела и при виде своей "неидеальной" внешности отрекаются от нее, испытывая к ней отвращение. Данному феномену даже дали название – 'Snapchat Dysmorphia'. Люди с таким расстройством идут на неоправданные риски, такие как реальное хирургическое вмешательство, но вместо фотографии модели в качестве референса используют своё "отфильтрованное" лицо.

По мнению психолога Анастасии Стеблянко, не фильтры и социальные сети формируют дисморфофобию и другие психологические отклонения, они лишь являются лакмусовой бумажкой, которая определяет, есть ли какие-то психологические особенности и склонности у человека или нет. "Растущая среди молодежи тревога скорее вызвана стремлением соответствовать стандарту, а социальные сети выступают транслятором модных тенденций и, грубо говоря, стандартной внешности", – объясняет Анастасия.

Тревожность также наступает, когда возникает диссонанс между тем, кем человек является в реальности, и тем, кого он представляет на социальной платформе. Конечно, это некое обобщение: "Если уровень невротизации – в норме, и напряжение не толкает человека к перфекционизму, то тогда персона онлайн скорее всего совпадает с человеком в реальности. Невротизацией личности называют стремление человека к идеалу, при котором наблюдаются напряженные функции контроля", – поясняет психолог.

"Так, фильтры формируют такое отношение, или же они лишь накладываются на какие-то патологические процессы? Скорее, второе. Когда человек видит, что он не соответствует каким-то стандартам красоты, он хочет наложить фильтр. Он не хочет смотреть на те части тела, которые ему не симпатичны. Человек отвергает их, и именно поэтому он применяет современные технологии, которые предлагают соцсети. Невротическое стремление человека показать себя в идеальном свете было бы очевидным и без помощи социальных сетей", – делится мнением Анастасия. Тогда проблема опять-таки кроется в неправдоподобных стандартах красоты, а соцсети и фильтры – это лишь катализатор?

 

 

 

Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 31)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 32)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 33)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 34)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 35)

 

Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 36)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 37)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 38)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 39)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 40)

 

Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 41)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 42)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 43)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 44)
Дополненная красота: почему мы используем AR-фильтры и стоит ли за этим будущее? (фото 45)

 

О стандартах красоты в диджитал-пространстве

Несомненно, стандарты красоты диверсифицируются в какой-то степени. Анастасия согласна с этим: "Сейчас в соцсетях нет такой жесткости. Мы научились видеть людей без прикрас и не всегда воспринимаем всех только в идеальном свете. Например, то же движение бодипозитива, хэштеги 'без фильтров' под фотографиями". Движения за естественность и принятие себя сейчас в тренде, а за поддержание социальной справедливости онлайн взялись публичные странички (как CelebFace в Instagram), которые публикуют разоблаченные отретушированные фотографии знаменитостей. Изменения произошли даже в политике самой социальной платформы – Instagram теперь мониторит фотографии, на которых применялись фильтры и ретушь, и помечает их как 'Made with effect' – сделано с фильтром, а также запрещает пользователям создавать фильтры с эффектом пластической хирургии.

Но, с другой стороны, есть платформа TikTok, которая, как утверждают, до недавнего времени использовала технологию Facial Beauty Prediction (дословно с англ. – прогнозирование красоты лица) для отсеивания непривлекательных по их стандартам пользователей. Facial Beauty Prediction использует нейронную сеть, которую обучают определять привлекательность человеческого лица по различным критериям (расположение глаз, губ, носа, текстура кожи и т.д.) в соответствии с универсальными стандартами красоты. Простой алгоритм Facial Beauty Prediction можно найти в любом исследовании, посвященном этой теме, каких в последнее время стало несметное количество. Один из таких алгоритмов был применен для создания сайта, который может определить "красоту" человека по фотографии и выдать "оценку". Несмотря на то, что головная компания TikTok опровергла заявления об использовании таких технологий, сам факт их существования уже дает пищу для размышлений. Действительно ли мы уходим от навязанных стандартов красоты, или же это всего лишь иллюзия?

Об AR-технологии и о бьюти-индустрии

 

У бьюти-брендов есть свои планы на АR-технологии – они станут инструментами продажи и подачи приятного юзер-экспириенса. После трехгодичного испытания в своих физических бутиках, в этом году MAC Cosmetics внедрил в свой веб-сайт АR-инструмент, который позволяет пользователям примерить на себе средства бренда. Их технологии YouCam создают реалистичные симуляции макияжа, которые могут быть протестированы при любом тоне кожи. Симуляция также отражает различные текстуры средств. По словам Линды Смит, основателя компании FaceCake Marketing Technologie (работающей с Nars и Physicians Formula), внедрение АR-технологии в е-коммерцию увеличивает месячный объем продаж и размер онлайн-корзины на 300-400%. То есть AR может быть не только триггером роста выручки для брендов, но и ресурсом для креативной работы. Такие технологии породили новое поколение визажистов, таких как Инес Альфа, которая разрабатывает 3D виртуальный макияж для рекламных кампаний Selfridges и Christian Dior. Вместо обычной косметики, Инес работает с алгоритмами для создания образа. И тогда как фильтры в соцсетях для кого-то являются источником тревожности и нервозности, для некоторых это – источник вдохновения.