Поиск

Красивы ли вы в Южной Корее?

Автор Buro 24/7 Kazakhstan Камила Исмагамбетова выясняет, насколько правдив стереотип о корейской красоте и почему в Южной Корее внешности отводится скорее социальная, чем эстетическая роль.

Текст: Камила Исмагамбетова


Мифы и легенды о завышенных и непривычных стандартах красоты в Южной Корее ходят уже не первый год. Примерно с тех пор, как к-поп-группы, дорамы, кушоны, BB и CC-кремы стали неотъемлемой частью нашей повседневности. За последние годы интернет заполонили статьи о 10-ступенчатом уходе за кожей и видео "Насколько вы красивы в Южной Корее?", а рынком вплотную заинтересовались бренды от Vetements до Chanel. Что известно казахстанцу и любому другому иностранцу о культуре красоты в Южной Корее? Обычно, что вне зависимости от пола корейцы носят макияж, крайне внимательно относятся к своей коже, стараются выглядеть очень молодо и делают операции на глаза. И все же насколько правдив стереотип о корейской красоте и где искать его корни?

Действительно, первая реклама, которую я увидела в аэропорту Сеула, была от местной клиники пластической хирургии. На постере были изображены три девушки, как три капли воды похожие друг на друга. Белоснежная и беззастенчиво отретушированная кожа, огромные глаза с европейским веком, четкий V-образный овал лица, маленькие аккуратные губы, узкие плечи, небольшая и притом выраженная грудь, очень узкая талия и бедра, тоненькая шея, хрупкие руки и ноги. Друг от друга их отличают разве что цвет волос и укладки. "Это же реклама пластической хирургии, что с нее взять". Рано драматизировать.

Красивы ли вы в Южной Корее? (фото 1)

Я покидаю аэропорт и отправляюсь на встречу со школьной подругой. В Южной Корее она живет четвертый год и предлагает увидеться в популярном молодежном районе Хонгдэ. До нашей встречи у меня есть пара часов, и я трачу их на тщательное изучение района. Сотни кофеен, магазинов одежды и красоты. Помимо них здесь практически ничего и нет. Кроме меня по небольшим улочкам Хонгдэ одновременно гуляют тысячи сеульцев. В основном школьники и студенты. В выходной день все они отправляются на обед и шопинг с друзьями. Я замечаю, что большинство из них сильно отличаются от девушек и парней из к-поп-клипов и рекламы в аэропорту. Богатство оттенков кожи, фигур, уникальных лиц. У района колоссальная проходимость, и каждый косметический гигант страны разместил здесь хотя бы по одному своему магазину. И ни один из брендов, кажется, не учитывает разнообразия типажей внутри своей целевой аудитории. С рекламы кушонов, жидких румян, подводки для глаз и тинтов для губ на меня смотрят модели, мало чем отличающиеся от своих коллег в аэропорту.

Что удивительно, покупателей это не смущает. При мне на кассе выстраивается очередь из девушек с почти оливковой кожей, в их корзинах – максимально светлые оттенки тональных средств, BB и CC-кремов. В большинстве своем смуглые, они носят на лице плотный слой белой маски из тонального средства. Скорее всего, уже перенеся операцию по изменению формы век, они визуально увеличивают глаза с помощью жирной линии черной подводки. Щеки густо накрашены персиковыми, розовыми и красными румянами, а губы – тинтом в тон, что придает лицу утрированно детский вид. Очевидно, что при наличии стольких типажей люди признают только один и всеми силами пытаются соответствовать ему.

Красивы ли вы в Южной Корее? (фото 2)

Обычные сеульцы, разгуливающие по модному району Хонгдэ, сильно отличаются от девушек и парней из к-поп-клипов и рекламы. Богатство оттенков кожи, фигур, уникальных лиц. В большинстве своем смуглые, они носят на лице плотный слой белой маски из тонального средства. Очевидно, что при наличии стольких типажей люди признают только один и всеми силами пытаются соответствовать ему.

Унификация внешнего вида происходит не только за счет косметики. Корейский уличный стиль полностью соответствует последним трендам: футболки Fila, новейшие модели кроссовок Nike. Тем не менее, когда я произношу комплименты в адрес чьей-то куртки Palace или новой расцветки Converse, люди признаются, что впервые слышат о бренде и их последнем запуске. Это шокирует. Ведь именно Южную Корею так стремительно завоевывают почти все модные бренды: от гигантов люкса Chanel, Dior и Louis Vuitton до ультрамодных Vetements и Off-White. На деле же корейцы в вопросах моды мало чем отличаются от казахстанцев. Одежда для них – способ продемонстрировать свой статус, актуальность и финансовое положение.

Наконец, я встречаюсь с подругой и делюсь с ней своими наблюдениями: "Все так восхищаются чувством стиля сеульцев, а его я так и не увидела. Тут все без исключения модные, только вообще не знают, что носят. Это разве считается за стиль, они ведь одинаковые?". Подруга соглашается со мной и добавляет: "Еще заметь, как люди тут делятся на компании. Вон сидят четыре девушки – все шатенки, а там три девушки – все брюнетки". Тогда это наблюдение меня позабавило, вот только за последующие дни в Сеуле я перестала воспринимать его как случайность – это система. Люди внутри одной группы друзей часто разделяют не только идентичный цвет и длину волос, а укладку, оттенок румян и помады, линзы, палитру и стиль в одежде. И что самое удивительное, даже рост.

Красивы ли вы в Южной Корее? (фото 3)

Люди внутри одной группы друзей часто разделяют не только идентичный цвет и длину волос, а укладку, оттенок румян и помады, линзы, палитру и стиль в одежде. И что самое удивительное, даже рост. На компании здесь рассчитано абсолютное количество кафе, ресторанов и баров. В бары и клубы люди приходят состоявшимися компаниями и знакомятся тоже исключительно группами.

На компании здесь рассчитано абсолютное количество кафе, ресторанов и баров. За свою поездку в Сеул меня не раз выпроваживали из заведений из-за отсутствия пары. Сложно не только выбрать блюдо на одного человека, а даже завести знакомство. В бары и клубы люди приходят состоявшимися компаниями и знакомятся тоже исключительно группами.

По ходу разговора о стандартах красоты в Южной Корее подруга признается, что уже четвертый год не может найти здесь BB-крема своего оттенка. Все, кто пользуется макияжем, знают, что подобрать свой тон в онлайн-магазине практически невозможно. Так что выручают ее лишь поездки домой раз в полгода. Действительно, в косметических магазинах представлено лишь по 2–3 оттенка тональных средств, а остальные места на полках занимает отбеливающий уход. Компоненты по осветлению кожи входят в любой продукт: от мыла для тела до тканевой маски, тонера и эссенции. Например, в подобную линию от косметического подразделения Stylenanda 3CE входят даже ватные диски. Они впитывают минимум жидкости, чтобы коже досталось как можно больше осветляющих компонентов.

Красивы ли вы в Южной Корее? (фото 4)

Я замечаю, что мой ноутбук уже сменил локацию с Казахстана на Южную Корею. Youtube из ресурса по просмотру клипов превращается в агрессивную рекламную площадку. Нежелательные ролики выскакивают по несколько раз за клип. В какой-то момент я устаю их выключать и начинаю вникать в происходящее. Линзы, которые не меняют цвет зрачков, зато увеличивают их диаметр (чтобы взгляд казался милее). Из видео местных бьюти-гуру я узнаю, как и зачем рисовать аккуратные мешочки под глазами. Так выражение лица становится еще приветливее. В телешоу мне демонстрируют смену формы челюсти и подбородка на V-образные. И никакого удаления комков Биша – здесь щеки увеличивают. Все, чтобы придать лицу более юный вид. При этом слова, которые кочуют из одного ролика в другой, – "натуральный" и "естественный". "У нас по телевизору тоже много чего показывают", – я вновь решаю, что рано драматизировать.

Правда, уже через пару дней со мной делится личными переживаниями новый знакомый-сеулец. Он ничем не отличается от парней из рекламы, дорам или к-поп-клипов и все же волнуется, что некрасив и стар. Ему нет 30 лет. А чуть позже жалуется на засилие пластических операций и одинаковой внешности у своих соотечественников. "Это все неестественно и никому на самом деле не нравится", – выпаливает он мне. Задолго до приезда в Сеул я завела несколько друзей-корейцев, некоторые приезжали ко мне в гости. За годы нашего общения я не раз слышала абсолютно идентичные жалобы. Что от женщин, что от мужчин.
"Тогда зачем вам это все?" – я задавала этот вопрос каждому из своих друзей. Ответ следовал всегда один: "Иначе у нас не будет хорошей работы, мы не найдем себе удачную (!) пару, родители не будут гордиться нами". В Сеуле я убеждаюсь, что все это взаимосвязано. Люди не просто так делятся на компании, они живут обществом и его мнением.

Красивы ли вы в Южной Корее? (фото 5)

Здесь делают все, чтобы придать лицу более юный вид: используют линзы, которые не меняют цвет зрачков, зато увеличивают их диаметр, рисуют аккуратные мешочки под глазами, меняют форму челюсти и подбородка и увеличивают щеки (никакого удаления комков Биша). При этом слова, которые кочуют из одного ролика в другой, - "натуральный" и "естественный".

Конечно, попытки совершить революцию в представлении о красоте уже были. В конце нулевых агентство по поиску талантов YG Entertainment запустило бойзбенд Big Bang и герлзбенд 2NE1, участники которых не соответствовали и не соответствуют стандартам красоты в стране. Обе группы достигли огромного коммерческого успеха за счет своего творчества, однако до сих пор получают оскорбления в адрес своей внешности. Участники следующих проектов компании от и до соответствовали общепризнанному типу внешности.

Списывать сложившуюся систему на уникальные представления о красоте сложно: они есть в каждой культуре. При этом в Южной Корее внешности отводится скорее социальная, чем эстетическая роль. И никто не может ответить на вопрос: косметические концерны, поп-культура, общество – краеугольный камень в этой системе? Спрос рождает предложение или предложение – спрос? Какое будущее ждет общество красоты? На сегодня эти вопросы остаются открытыми, пока рынок красоты и пластических операций в стране продолжает ежегодно расти в своей прибыли.

Фотографии: Eui-Jip Hwang

Больше