Поиск

Почему теперь все проблемы решает дизайнер?

Изучая стратегический дизайн в Politecnico di Milano, Анита Акишева пришла к выводу, что сегодняшний мистер Вулф из "Криминального чтива" – это дизайнер. Он больше не делает красивые вещи, он решает проблемы мира

Илон Маск сказал в недавнем интервью куратору TED Крису Андерсону: «Я думаю, важно иметь будущее, которое вдохновляет и привлекает. Должны быть причины, чтобы ты просыпался утром и хотел жить. Почему тебе хочется жить? В чем смысл? Что тебя вдохновляет? Что в будущем тебе нравится? И если будущее не подразумевает наше присутствие среди звезд, если человечество не станет мультипланетным видом, то я сочту это невероятно удручающим».

Чуть больше полугода назад я задалась похожим вопросом, а ответ нашла на магистерской программе «Стратегического дизайна» в Politecnico di Milano. Я, конечно, не собираюсь колонизировать Марс, но быть частью группы людей, которая делает будущее реальностью, жутко интересно. Сегодняшний «дизайнер» больше не создает просто красивые вещи, именно он решает проблемы мира, меняет текущую ситуацию на предпочитаемую. Если хотите, как тот самый мистер Вулф из «Криминального чтива».

Почему теперь все проблемы решает дизайнер? (фото 1)

В серии интервью High Resolution с 25 мастерами дизайна, включая специалистов AirBnb, Microsoft, Instagram, Facebook, Google Ventures, не раз поднимается проблема определения дизайна. Мне нравится ответ Тома Келли, партнера дизайн-консалтинговой компании IDEO. Он описывает дизайн как способ мышления: «Как только вы перестаете думать о дизайне как о физическом объекте, рамки раздвигаются, и вы понимаете, что дизайн – это набор методов. Это способ мышления, который помогает решать разные проблемы и отвечать на вызовы».

А вызовов в современном мире много. Пожилые люди составляют все большую долю населения, мы столкнулись со «старением населения». Должны ли мы создавать новые рабочие места и услуги? Бактерии и паразиты становятся устойчивыми к антибиотикам, и если в ближайшее время не будет разработан новый вид лекарства, даже самые простые операции могут стать опасными для жизни человека. Запасы нефти заканчиваются. Как подготовиться к кризису? Как выжить компаниям, стартапам, когда желания аудитории меняются, технологии развиваются, появляются новые социальные сети, гаджеты, автомобили? Как угодить миллениалам, которые не воспринимают традиционные методы маркетинга? Нужно непрерывно меняться. Нужны инновации. Придумывать их – как раз задача дизайнера.

Почему теперь все проблемы решает дизайнер? (фото 2)

С понятием «инновации», кстати, тоже полная неразбериха. Из-за того, что это слово используют слишком часто – по делу и без, –  понимание его размылось. Спросите Google, и получите десятки определений. Если кратко: инновация – свежая идея (новый продукт или услуга, улучшение существующего продукта), которая осуществима и создает ценность (доход). Если идея новая, но не работает, – это не инновация. Если раньше инновационными продуктами мне казались iPhone, Tesla, Google Glass, то есть исключительно продукты гениев, теперь я поняла, что прийти к идее создания Airbnb или Uber может любой.

В своей речи для выпускников Гарварда Марк Цукерберг сказал: «В кино все представляют не так, как на самом деле. Идея внезапной «эврики» – это ложь. Из-за этого мы чувствуем себя неуверенно, поскольку у нас не было своей «эврики». Это мешает людям с зачатками хороших идей начать воплощать их». Это действительно так, все инновации – результат усердного труда, множества совершенных ошибок. Ну еще использования определенных инструментов – метода дизайн-мышления.

Метод дизайн-мышления стал широко распространен благодаря Дэвиду Келли, основателю IDEO и d.school в Стэнфорде. О методе много говорили и до него, но он сделал его простым и понятным. Келли вселил в тысячи людей уверенность в том, что использовать дизайн-мышление можно в любом деле. Дизайн-мышление по Келли – «методология, которая помогает прийти к такому решению проблемы, к которому никто ранее не приходил». Она основана на глубоком изучении человеческих потребностей, эмпатии и множестве экспериментов.

На одном воркшопе мы за два дня разработали прототип мобильного приложения CarePack, с помощью которого можно просканировать все свои медицинские документы и сохранить их в простом и понятном виде, другая команда запустила рекламную кампанию в Facebook, чтобы проверить потребность аудитории в новом средстве для мытья посуды, а третья создала дизайн нового магазина обуви. Когда ты в короткие сроки создаешь практически реальный продукт, невозможно не поверить в то, что метод дизайн-мышления работает. Удивительно, как жесткие дедлайны запускают креативный процесс. Попробуйте сгенерировать 30–40 идей за 10 минут, и с 20-й идеи произойдет то, что называют think outside the box. Мозг начинает выдавать смелые решения, которые не лежат на поверхности.

Почему теперь все проблемы решает дизайнер? (фото 3)

Чтобы освоить метод дизайн-мышления, нужно в первую очередь тренировать наблюдательность и научиться понимать человеческие потребности. Понять, что нужно людям, сложно, они сами никогда не знали этого до конца. На первом этапе применяется множество методов – от слежки (shadowing) до интервью. Дизайнеры порой проводят с клиентами дни напролет, наблюдая за ними дома, на работе, в магазине, за рулем. Не стоит полагаться на фокус-группы и опросники – то, что люди говорят, редко совпадает с тем, что они делают. Моя любимая цитата Теодора Левитта «Людям не нужна дрель, им нужна дырка в стене» иллюстрирует важность правильных инсайтов.

В 1994 году Procter & Gamble решили изобрести новый продукт для уборки дома, нечто более удобное, чем швабра. Они обратились в Continuum, консалтинговое агентство по инновациям, с запросом: «Найдите новый, лучший способ мытья полов». Дизайнеры решили понаблюдать за бытом нескольких семей. И заметили, что чистка швабры занимает столько же времени, сколько и мытье полов. (Не говоря уже о том, насколько этот процесс неприятный). Они определили новую проблему и увидели возможность для инноваций. Так они пришли к идее Swiffer – швабры с моющей насадкой, которую можно выбросить сразу после использования. Таким образом, они не последовали брифу заказчика разработать новый инструмент, а улучшили имеющийся. Этот проект – один из самых успешных в портфолио Continuum и Procter & Gamble. Он не только демонстрирует важность эмпатии для дизайнера, но и то, что инновации могут быть простыми и доступными.

Почему теперь все проблемы решает дизайнер? (фото 4)

Другой пример – онлайн-аптека Pill Pack. Фармацевты, которые ее основали, поставили цель не просто продавать медикаменты, но и сделать жизнь людей удобнее. Проведя исследование, они поняли, что для многих пациентов прием таблеток – дело сложное и даже мучительное. Одно лекарство нужно принимать утром до еды, второе – в обед после еды, а третье должно поступить в организм не раньше чем через 6 часов после первого. Как удержать всю эту информацию в голове и не запутаться? Совместно с дизайн-агентством они разработали новую услугу: доставку таблеток, расфасованных по маленьким пакетикам на каждый день. С лекарствами шла информация о времени, количестве и специфике приема, в зависимости от рецепта. Для пожилых людей, страдающих забывчивостью, либо хроникам, которые должны принимать большое количество лекарств одновременно, такая услуга жизненно необходима. Пациенты перестали хранить баночки и кучу инструкций и забыли про расфасовку таблеток по контейнерам. Кто раньше мог представить, что фармацевтический бизнес и дизайн не так уж и далеки друг от друга?

Почему теперь все проблемы решает дизайнер? (фото 5)

Работаете ли вы врачом, учителем, менеджером по продажам, журналистом, дизайнером одежды, продавцом – неважно. В любой сфере возможны инновации. Необходимо просто применять дизайн-мышление. Делать свою работу эффективнее и улучшать жизнь окружающих – разве не к этому должен стремиться каждый? Все продукты, достижения, разработки, институты, которые существуют в современном обществе, – не что иное, как результат решений, принятых кем-то. Почему бы нам не стать этим кем-то?

Все в той же речи для выпускников Цукерберг сказал: «Перед каждым поколением стоят свои задачи. Более 300 000 человек работали над тем, чтобы доставить человека на Луну. Миллионы волонтеров прививали детей против полиомиелита. Миллионы людей построили дамбу Гувера и создали другие великие проекты. Эти проекты не просто давали людям цель, они давали всей стране повод для гордости и ощущение, что мы способны быть великими. Настала наша очередь совершать великие дела. Я знаю, вы думаете, что понятия не имеете о том, как построить дамбу или вовлечь в проект миллионы людей. Но я открою вам секрет: в начале этого не знает никто. Идеи не появляются готовыми. Они проясняются в процессе работы над ними. Нужно только начать».

Анита Акишева

  • Иллюстрация: Сергей Юн

Оставьте комментарий

Загрузить еще