Поиск

Бывший главный архитектор Барселоны прогулялся с Buro 24/7 по перекопанному Алматы и рассказал, что он об этом думает

"Алматы – город, построенный по сетке, а значит, у него не может быть центра. Центр логичен в Москве, в основе плана которой лежит круг. То, что сегодня называется центром Алматы, – остаток старого города"

В Алматы с лекцией и мастер-классом приехал бывший главный архитектор Барселоны Висенте Гуайарт. Сейчас он возглавляет "Шухов Лаб" и ведет магистерскую программу "Город и технологии: прототипирование городов будущего" Высшей школы урбанистики. Висенте работает с технологичной архитектурой будущего – создает футуристичные концепции. А раньше, на посту главного архитектора, он отвечал за стратегию развития Барселоны и реализовал более 400 проектов по ее улучшению. В Алматы Висенте приехал в рамках совместного образовательного проекта Urban Talks и Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ. В перерывах между лекциями мы встретились с ним, чтобы прогуляться по городу и обсудить его удобство и комфорт. 

Так вышло, что Алматы Висенте Гуайарт застал в тотальном ремонте: большая часть главных улиц перекопана, весь центр стоит в пробках с утра до вечера. Где-то прокладывают новые трубы, на улицах Кунаева и Шевченко снимают трамвайные рельсы, а улицу Панфилова и вовсе переделывают в пешеходную до Жибек жолы. Предупреждающих знаков недостаточно, припарковаться негде. В меньшем масштабе, но реконструкция Алматы напоминает московскую, где мэр Сергей Собянин справляется с наследием Юрия Лужкова, которого запомнят как человека, ответственного за транспортный коллапс российской столицы. 

  • /
  • 03
  • /
  • 03
  • /
  • 03

Алматы до такого глобального кризиса еще далеко, но и сейчас Бауржану Байбеку понадобятся несколько лет работы, чтобы освободить небольшой по площади центр. В городе насчитывается 473 933 автомобиля, ровно год назад их было на 10 тысяч меньше. Висенте, который работает в Высшей школе экономики в Москве и руководит лабораторией экспериментального проектирования городов, горячо поддерживает идею пешеходного центра.

– Город – это очень сложная система. 50 лет назад произошел невероятный всплеск мобильности в городе и появление такого понятия, как "автомобиль для каждого". Если мы сейчас взглянем на эти машины, то поймем, что в них сидит один, максимум два человека, что в корне неправильно. То есть мы не используем полностью потенциал машин, который нам дан. Из-за их увеличения мы увеличиваем площадь для них за счет площади, которая должна быть отдана пешеходам. Это общемировая тенденция, и Алматы в этом не одинок. Сейчас многие развитые страны только приходят к осознанию этой идеи – чтобы людям захотелось бросить машины, необходимо, чтобы им захотелось пойти пешком, – рассказывает он. 

Бывший главный архитектор Барселоны прогулялся с Buro 24/7 по перекопанному Алматы и рассказал, что он об этом думает (фото 1)

Прогуливаемся чуть дальше вдоль Кабанбай батыра и выходим к улице Фурманова. Стоит 40-градусная жара, но на дороге полно рабочих. По верхней стороне делают "карманы" для автомобилей.

– Американская система ХХ века оказалось неэффективной – разделение на пригород и центр, где центр – это место для работы и проведения культурного досуга, а пригород – для проживания, – продолжает Висенте.  Сейчас архитекторы во всем мире внедряют политику полицентричности, когда каждый район города одинаково подходит для работы и отдыха, то есть в нем сформирована полноценная инфраструктура.

Урбанистика – это наука про людей в первую очередь, о том, как сделать их жизнь комфортной. Это, как я понял, самый центр так называемого "золотого квадрата" Алматы. Людям хочется проводить здесь время, гулять, не только потому, что здесь находятся офисы крупных компаний и красивые кафе, но и театр, фонтаны, парки, музеи. Культура – одно из важнейших понятий, которое стоит учитывать при планировании. В каждом районе города должно находиться хотя бы одно культурное учреждение. Как минимум, это средство для проведения досуга. Как максимум, уровень преступности снижается в районах, где есть подобные центры.

Решаем ехать в микрорайоны, выбираем "Тастак", а пока ждем такси, Висенте рассказывает, что само понятие урбанизма появилось именно в Барселоне более ста лет назад. Около 50 лет назад в столице Каталонии начались крупномасштабные изменения – тогда город был абсолютно неприспособлен к нуждам ни пешеходов, ни автомобилистов. Центр Барселоны застроили промышленными зданиями, у города не было прямого выхода к морю. Первые изменения затронули именно береговую линию – тогда началась застройка и оформление пляжей, центр города начал постепенно переходить под общественные пространства. Случались и неудачи. В самом центре установили развязку, которая оказалась неэффективна, и ее пришлось снести. 

Бывший главный архитектор Барселоны прогулялся с Buro 24/7 по перекопанному Алматы и рассказал, что он об этом думает (фото 2)

На вопрос, как можно разгрузить центр, перекрыв при этом две важнейшие артерии города (пешеходная Панфилова будет пересекать улицу Толе би и улицу Гоголя), Висенте отвечает:

– Преимущество Алматы в том, что он построен по сетке, в отличие от той же самой Москвы, в основе которой лежит круг. Мы сможем перенести поток на другие улицы, которые ранее считались второстепенными. Движение будет перенаправлено, все за счет того, что параллельные улицы взаимозаменяемы. Здесь же пробка вызвана тем, что большинство водителей не знали о том, что ведется стройка. Предупреждающие знаки стоят непосредственно перед траншеей. Стояли бы они хотя бы за несколько кварталов, ситуация была бы менее напряженной. Барселона, в которой еще более cложный план улиц, начала работу по превращению города в пешеходный еще 25 лет назад. И до сих пор реализованы не все идеи. Но очевидно, что идея имеет успех. К примеру, самая популярная среди туристов улица Рамбла – пешеходная.

Конечно, эта программа подразумевает целый комплекс мер – развитие общественного транспорта, строительство подземных парковок, развитие альтернативных видов транспорта типа велосипедов и скутеров. В идеале вынести лишь одну полосу для машин, сделав две для автобуса и две для велосипедов. Такие программы нацелены на средне- и долгосрочную перспективы, в то время как строительство развязок, дополнительных наземных парковок и расширение улиц – это всего лишь сиюминутное решение проблемы чрезвычайной автомобилизации, которое в итоге выливается в коллапс. Поэтому такая реструктуризация может занять далеко не один год. Более того, работа по облагораживанию публичных пространств не закончится никогда.

Бывший главный архитектор Барселоны прогулялся с Buro 24/7 по перекопанному Алматы и рассказал, что он об этом думает (фото 3)

По пути проезжаем здание на проспекте Желтоксан, которое два года назад стало причиной противостояния властей и горожан. На месте здания бывшего Госплана в центре Алматы предполагали возвести многоэтажный мультифункциональный жилой комплекс. Среди алматинцев эта новость вызвала большой общественный резонанс. Но решение не изменили – сейчас новый комплекс уже практически достроен. Разрешенная высотность в 9 этажей была соблюдена, но первые два этажа по высоте могут сойти за все четыре.

– Все просто. Сделанное с любовью и вкусом современное здание отлично впишется в любой исторический ландшафт – главное, чтобы проект был создан с учетом этих особенностей. В то же время уродливое здание будет смотреться плохо где угодно просто потому, что само по себе оно некрасивое и сделано плохо. Конечно, существуют места, где здания – это историческое архитектурное наследие, нарушать которое нельзя ни в коем случае. В этом случае надо обращать внимание на масштабы, высотность. Здесь очевидно, что она не соблюдена. В Алматы я замечаю засилье турецких архитекторов, которые делают большинство зданий по одному образцу. Много стекла, алюкобонда. Или же современные имитации под дворцы – также из стекла и алюкобонда. Они выглядят новыми года полтора-два, а затем покрываются ржавчиной. Это выглядит как минимум странно. Когда я работал в архитектурном управлении Барселоны, мы убеждали девелоперов в необходимости найма проверенных высококлассных архитекторов. В Барселоне правительство, архитекторы и бизнес тесно связаны между собой.

Такси поворачивает на улицу Толе би, на глаза Висенте попадается автобус, двигающийся в одном ряду с машинами, и рельсы от трамвая. Как оказалось, архитектор уже успел оценить алматинские автобусы – по его словам, они неплохи, но вызывают удивление маршруты.

– Много петляний и запутанная схема затрудняют восприятие. Было бы логичнее, на мой взгляд, если бы они ездили в одном направлении.

Бывший главный архитектор Барселоны прогулялся с Buro 24/7 по перекопанному Алматы и рассказал, что он об этом думает (фото 4)

– А что вы думаете насчет трамваев? В прошлом году из-за аварии мэрия решила избавиться от них полностью. Сейчас как раз выкорчевывают рельсы. Или троллейбусы. Их нигде не увидишь, кроме постсоветских стран, – решаюсь задать я больной вопрос.

 Мне нравятся трамваи как вид транспорта, это очень экологичный вариант. Тут вопрос в другом. Не так давно у вас открылось метро, сейчас строятся новые станции. Развивается автобусная сеть. К примеру, автобус, в котором я ехал вчера, был достаточно новый. Есть троллейбусы. Но самое важное – это то, как они взаимодействуют друг с другом. Связаны ли они? Насколько понятны карты? Можно ли выйти на остановке трамвая и сразу же пересесть на автобус? Обилие разных видов транспорта усложняет восприятие, в особенности, если они никак не взаимодействуют между собой. Возможно, отказ от трамвайной линии был правильным решением, – рассуждает Висенте Гуайарт. 

Мы подъезжаем к пересечению улиц Толе би и Туркебаева. Cейчас микрорайоном "Тастак" интересуются алматинские урбанисты и архитекторы. В прошлом году команда Urban Forum Almaty провела исследование социальной идентичности трех нецентральных районов – "Тастака", "Шанырака" и "Орбиты". Районы, различные по демографии, степени инфраструктурного развития и социально-экономического положения жителей исследовали на предмет готовности к внедрению системы полицентричности городов. "Тастак", несмотря на слабую вовлеченность жителей района в общественную жизнь, показал неплохие результаты. 

Мы отправляемся на прогулку вдоль улицы Толе би. Торговцы овощами и фруктами с тележками выстраиваются прямо вдоль дороги, и без этого небольшой тротуар становится совсем узким. С другой стороны выступают входные группы мелких магазинов, аптек, ломбардов и цветочных магазинов. Единой пороговой линии нет, пешеходам приходится лавировать, чтобы избежать препятствий. Людей в жаркий послеобеденный час очень много – кто-то вышел за покупками, таксисты ждут попутчиков, кто-то – автобус на старинной, вырубленной из камня остановке. Висенте, несмотря на погоду, прогулкой наслаждается. Архитектор активно фотографирует улицы и разглядывает дома – классические "хрущевки" с казахским орнаментом.

  • /
  • 04
  • /
  • 04
  • /
  • 04
  • /
  • 04

– Мне очень нравится этот район, в нем есть жизнь. Самое важное – не потерять этого при реконструкции. Этот район немного напоминает мне Пекин – там есть места, где образуются такие же стихийные рынки, лавки, частные магазины. На первый взгляд кажется, что они полностью хаотичны, но на самом деле там очень строгий порядок. Пожалуй, единственная проблема – это реклама. В Барселоне мы выработали гайдлайны по тому, как должны выглядеть баннеры и все рекламные щитыК слову, вот это здание, – архитектор указывает на светлый четырехэтажный дом-"коробку", судя по виду, отстроенный совсем недавно.  Оно выглядит очень просто, но аутентично. В нем нет никаких фальшивых архитектурных изысков. Оно соответствует идентичности этого района, но в то же время современно.

Мы проходим чуть дальше и останавливаемся возле киоска с прессой. Прямо за ним – неухоженный пожелтевший газон, куст и несколько каменных блоков, сваленных в кучу. Территория, судя по всему, принадлежит магазину за киоском, который давно закрылся.

– Вот с чем я давно борюсь– оживляется Висенте, указывая на траву.  Эти зеленые насаждения уже давно не зеленые, посмотрите на них. Этот газон давно завял, покрылся пылью, а еще он элементарно плохо выглядит. За такими газонами очень трудно ухаживать, а пользы от них никакой. Они лишь забирают пространство для пешеходов – тротуар очень узкий, а этот газон почти полтора метра в ширину.

Бывший главный архитектор Барселоны прогулялся с Buro 24/7 по перекопанному Алматы и рассказал, что он об этом думает (фото 5)

Мы отправляемся обратно в центр. Транспортные заторы не заканчиваются, а бывший архитектор Барселоны опаздывает на встречу. На перекрестке улиц Наурызбай батыра и Кабанбай батыра мы отпускаем такси, чтобы добраться до гостиницы "Алматы" пешком – так, наверное, работает программа пешеходного города в действии. На подходе к проспекту Мира перекопаны и тротуары – видимо, здесь проводят новые коммуникации к зданию, которое появится на месте "Госплана". Пешеходам не остается ничего другого, как пробираться по дороге, лавируя между рабочими и нетерпеливыми автомобилями.

– Алматы – город, построенный по сетке, а значит, у него не может быть центра. Центр логичен в Москве, в основе плана которой лежит круг. То, что сегодня называется центром Алматы, – остаток старого города, это уже нерелевантно. Поэтому, мне кажется, провести децентрализацию здесь будет гораздо проще, чем в той же самой Москве, потому что не будет такой стойкой географической привязки. Но сколько времени это займет, знать никто не может, – рассказывает Висенте, аккуратно перебираясь через разрытую дорогу.  Но Алматы – очень интересный и сложный город с уникальным архитектурным наследием. Хорошо, что изменения начались сейчас, когда проблема стоит не так остро. Возможно, вы сможете реализовать эти идеи быстрее, чем вам кажется. 

Бывший главный архитектор Барселоны прогулялся с Buro 24/7 по перекопанному Алматы и рассказал, что он об этом думает (фото 6)

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Катерина Милославская Buro247.kz

  • Фото: Марина Карпыкова

Оставьте комментарий

Загрузить еще