Поиск

"Солярис", "Барбарелла", "Космическая одиссея 2001" – мода будущего в фильмах про космос

Кто помогал Тарковскому и Кубрику с костюмами главных героев и как одеться, чтобы выглядеть так же?

Мы до сих пор не летаем в космос просто так, не контактируем с цивилизациями и выглядим совсем не так, как предполагали фантасты. К Международному дню космонавтики Buro 24/7 вспоминает, какой представляли моду будущего в своих фильмах Тарковский, Кубрик, Павел Арсенов и какие художники им в этом помогали. Ну а главное, выбираем вещи, в которых можно выглядеть, как героини "Соляриса" или "Космической одиссеи 2001".

"Солярис", 1972 год

Над картиной работала художник по костюмам Нелли Фомина, позже ее сотрудничество с Тарковским сталом крепким тандемом и продолжилось в фильмах "Зеркало" и "Сталкер". Режиссер не хотел видеть в своих фильмах фантазийных костюмов – скафандры, объемную обувь на тракторной подошве, в которых тогда (да и сейчас) представляли людей из будущего. Перед Фоминой встала сложная задача: подчеркнуть космическую тему, но избежать клише. Так получились костюмы-гибриды, созданные в духе 70-х годов, но с деталями, заимствованными у униформы космонавтов.

"Солярис", "Барбарелла", "Космическая одиссея 2001" – мода будущего в фильмах про космос (фото 1)

Фомина рассказывала, что для Тарковского было важно, чтобы костюм стал органичной частью самого героя, отражал его эмоциональное состояние, но в то же время не перетягивал внимание на себя. Так, "люди космоса" – Снаут, Сарториус и сам Крис Кельвин – носят более футуристичную одежду. Кожаные куртки с широкими воротниками, брюки со шнуровкой, сетчатая майка, халаты – все холодных синих, желтых и белых оттенков. Такие можно найти сегодня в последней коллекции Calvin Klein. Близкие и "земные" герои – мать, отец и возлюбленная, наоборот, одеты в "теплую" одежду мягких коричневых, охровых оттенков. Вязанное крючком платье матери, мелькающее в воспоминаниях, создает ощущение домашнего уюта и комфорта – такие же характерные черты 70-х годов можно найти в коллекциях Missoni и Gucci. Платье Хари, жены Криса, созданное в стиле пэчворк, – вещь для того времени новаторская. Сегодня более драматичную версию можно отыскать и у Alexander McQueen – из кожи со шнуровкой, и у Mary Katranzou. 

"Солярис", "Барбарелла", "Космическая одиссея 2001" – мода будущего в фильмах про космос (фото 2)

Loewe, Calvin Klein, Alexander McQueen


"Космическая одиссея 2001", 1968 год

В качестве художника по костюмам к фильму привлекли Харди Эмиса, дизайнера, работавшего над нарядами Елизаветы II. Как и Нелли Фомина, Эмис старался отойти от стереотипных образов. Его работа для "Космической одиссеи 2001" – наглядное пособие по ретро-футуризму. Создавая костюмы, Эмис вдохновлялся новаторскими работами Пьера Кардена, Андре Куррежа, Пако Рабана и Руди Гернрайха, которые часто прибегали к необычным для того времени материалам вроде металла, пластика и полимерных тканей. Так как визуальная эстетика у Кубрика была на первом плане, костюмы героев "вшиты" в идеально-симметричное стерильное пространство, они – единое целое. Чистота и плавность линий, цветовая гармония и завершенность – мебель, одежда и интерьер в фильме дополняют друг друга. В то же время проглядывает эпоха – в костюмах стюардесс очевидны Твигги и Пегги Моффит. Это касается и ярких цветов интерьеров, мебели, костюмов. Например, часть мебели в Space Station – это серийные модели, разработанные дизайнером Германом Миллером в 1964 году. Знаменитые красные модернистские кресла придумал в то же время Оливер Мург.

"Солярис", "Барбарелла", "Космическая одиссея 2001" – мода будущего в фильмах про космос (фото 3)

Совершенная в плане визуальной эстетики "Космическая одиссея 2001" до сих пор вдохновляет дизайнеров из сезона в сезон. Множественные отсылки к футуристичным 60-м можно найти у многих, но больше всего здесь отличились Chanel, запустившие ракету во время показа осень-зима 2017 года. Прямые жакеты, платья А-силуэта, мини-юбки, трикотажные костюмы – кроме Сhanel эту тему регулярно эксплуатируют Miu Miu. Темой космоса увлекся даже Haider Ackermann – на показе осень-зима 2017/18 на подиум выходили инопланетянки с короткими стрижками в трикотажных костюмах.

"Солярис", "Барбарелла", "Космическая одиссея 2001" – мода будущего в фильмах про космос (фото 4)

Chanel, Haider Ackermann


"Гостья из будущего", 1985 год

Успехи СССР в космических разработках породили волну всеобщей любви к научно-фантастическому кино и литературе. Один из любимых фильмов детства "Гостья из будущего" стал воплощением представлений советских художников о костюмах будущего – пусть 2084 год еще не скоро, но многие из предсказаний – уже пророческие. Над одеждой главных героев работали художник-постановщик Ольга Кравченя и художник по костюмам Валентина Олоновская. К тому моменту на экраны уже вышли "Звездные войны". Чтобы не повторяться и не копировать образы героев космической саги, режиссер Павел Арсенов запретил художникам смотреть западное кино (правда, американские киноленты было сложно достать в любом случае). Художникам пришлось работать самостоятельно. К примеру, дизайн флипов также полностью создала Ольга Кравченя – машины производились на предприятиях в Прибалтике.

"Солярис", "Барбарелла", "Космическая одиссея 2001" – мода будущего в фильмах про космос (фото 5)

Несмотря на запрет режиссера, избежать цитат не удалось. Но цитат не фильмов, а самой одежды. Заглавным материалом стала ткань оттенка металлик – из нее сделан костюм биоробота Вертера, из нее же сшиты платья работницы Института времени Полины, ставшей иконой моды 80-х годов для всех женщин Советского Союза. В этих платьях с геометричным узором, серебристым блеском и юбкой-солнце очевидно влияние тех же Пако Рабана и Пьера Кардена. И если Вертеру и космическим пиратам Кравченя и Олоновская спроектировали специальные комбинезоны, то для Полины художники хотели придумать отдельный образ. Поэтому актриса и модель Елена Метелкина скорее напоминает звезду эстрады – подчеркнуто женственные силуэты, высокие каблуки, плиссировка. О будущем напоминают лишь необычные головные уборы – сейчас такие можно найти у Philip Treacy. Фантазии художников на тему будущего воплотились – подобное показали в своих коллекциях Isabel Marant, Loewe, Paco Rabann и Lemaire. А культовое красное платье Алисы входит практически в каждую коллекцию – от Prada до MSGM.

"Солярис", "Барбарелла", "Космическая одиссея 2001" – мода будущего в фильмах про космос (фото 6)

Paco Rabanne, Prada, Paco Rabanne, Lemaire

 

"Барбарелла", 1968 год

"Барбареллу", научно-фантастическую эротическую комедию, смотрят ради костюмов. В 4100 году Барбарелла отправляется в межгалактическую экспедицию на поиски пропавшего земного ученого Дюран Дюрана. Незатейливую историю с лихвой окупает тот факт, что над костюмами итало-французской ленты с Джейн Фондой в главной роли работал сам Пако Рабан.

"Солярис", "Барбарелла", "Космическая одиссея 2001" – мода будущего в фильмах про космос (фото 7)

Режиссер фильма Роже Вадим признавался, что акцент в фильме был смещен на визуальную составляющую – герои фильма были одеты в шокирующие для того времени эротические костюмы. Модельер и его помощник Жак Фонтере постарались на славу – кожаные и виниловые корсеты, боди на шнуровке, мини-платья с плиссировкой, корсеты с пластиковыми вставками, имитирующие доспехи, прославили молодую Джейн Фонду. А ее костюм из финального эпизода был признан самым сексуальным образом в кино 60-х годов и впоследствии многократно цитировался дизайнерами. Несмотря на новаторский подход, предсказателем Рабан не стал, пока что мода уходит все дальше от яркой сексуальности и стирает гендерность. Но поклонники у него будут всегда – найти похожие образы можно у Versace, Balmain, Gareth Pugh и Louis Vuitton.

"Солярис", "Барбарелла", "Космическая одиссея 2001" – мода будущего в фильмах про космос (фото 8)

Versus Versace, Louis Vuitton, Gareth Pugh, Paco Rabanne


"МоскваКассиопея", 1972 год

Как и "Гостья из будущего", лента "Москва–Кассиопея" появилась на волне общего увлечения космосом и будущим. Но если задачей художников по костюмам Олоновской и Кравченя было создать образ, максимально приближенный к одежде нынешнего времени, то Игорь Красулин старался воссоздать настоящий костюм из будущего. По его представлениям, человечество ждет универсальная мода, стирающая границы между полами – с этим стилист практически угадал. Сегодня, когда показы все чаще объединяют, а предметы одежды перестали иметь половую принадлежность, комбинезон становится универсальной вещью. В свою первую коллекцию для Dior его ввела и Мария Грация Кьюри, и Раф Симонс для Calvin Klein. Максимально похожий на вариант из фильма появился в коллеции The Row – универсальный бежевый трикотажный комбинезон.

"Солярис", "Барбарелла", "Космическая одиссея 2001" – мода будущего в фильмах про космос (фото 9)

Костюмы главных героев практически полностью повторяли настоящие. Главным научным консультантом по одежде был летчик-космонавт Г. Т. Береговой. Комбинезоны изготавливались из специального металлизированного нейлона, достать который в обычных условиях было практически невозможно. Высокие ботинки космонавтов Красулин снабдил магнитными присосками. Но интереснее всего наблюдать за костюмами биороботов – их художник по костюмам прорабатывал сам, опираясь на некоторые описания из научно-фантастических книг – особого внимания заслуживают металлические кольца на воротах, объемные пояса, сапоги-гармошки, волосы-антенны.

"Солярис", "Барбарелла", "Космическая одиссея 2001" – мода будущего в фильмах про космос (фото 10)

Calvin Klein, Christian Dior, The Row


"Бегущий по лезвию", 1982 год

Фильм Ридли Скотта "Бегущий по лезвию" не совсем про космос, но про стиль. Переоценить его влияние на моду достаточно тяжело, тем более что выход картины фактически ознаменовал новую эру как в модной индустрии, так и в кино. Как пример – недавно вышедший "Призрак в доспехах" скроен практически по точным лекалам картины про детектива Рика Декарда, в частности, в том, как построен город будущего. Сам фильм стал одним из первых образцов нео-нуара или кибера – "Бегущий по лезвию" насыщен отсылками к проникнутым цинизмом и пессимизмом фильмам 1940-х годов. Это отражается и в одежде. Декард носит тяжелый длинный плащ спортивного покроя – непременный атрибут детективов в фильмах сороковых, а Рейчел есть воплощение классической "роковой женщины" в традиции Гилды. Героиня Шон Янг носит ярко-красную помаду, а ее волосы уложены, как у актрис немого кино. Ее постоянная одежда – жакеты с объемными "плечиками", как у актрисы 30-х годов Джоан Кроуфорд, или объемное меховое пальто в пол. Подобное увлечение гипертрофированными формами звучит очень актуально – особенно после пиджаков и пуховиков Balenciaga и Vetements, костюмов Jacquemus и шуб Dries van Noten.

"Солярис", "Барбарелла", "Космическая одиссея 2001" – мода будущего в фильмах про космос (фото 11)

За свою работу художник по костюмам Майкл Каплан получил награду за "Лучший дизайн костюмов" Британской академии кино и телевизионых искусств. Как потом рассказывал Каплан, в свою работу он вложил фактически философский смысл. Соединение классических силуэтов и в то же время футуристических материалов означало, что нет будущего без прошлого – Декард и Рейчел живут им. Тяжелое мужское пальто, которое носил герой Харрисона Форда, стало синонимом старой власти и силы – сегодня подобные образы можно найти и у Calvin Klein, и у Thom Browne. В то же время репликанты – на самом деле люди будущего. Облегающие боди, сетчатые платья, гетры, пластиковые прозрачные пальто, кожаные плащи и брюки команды беглецов кардинально отличаются от классических образов детектива и его соратницы. Лучше всего эта задумка воплощена у Saint Laurent – женщины будущего откровенно сексуальны, но также сильны и независимы.

"Солярис", "Барбарелла", "Космическая одиссея 2001" – мода будущего в фильмах про космос (фото 12)

Dries Van Noten, Jacquemus, Saint Laurent, Calvin Klein

Катерина Милославская

Оставьте комментарий

Загрузить еще