Еще несколько лет назад вы устраивали монопоказы, вели активную социальную жизнь, сделали даже показ в первом сезоне MBFW Almaty, были, так сказать, на виду. А потом исчезли из информационного пространства. Почему?

Последний показ был на MBFW Almaty, верно, и то я участвовала в Неделе моды, чтобы поддержать начинание. Сделала шоу, показала коллекцию, но поняла, что это не мое. Я все-таки индивидуалист по натуре. Даже когда была ребенком, никогда не посещала групповые занятия или секции. Мне хорошо быть одной. Я могу делать так, как хочу, не подстраиваясь под команду, под чужие правила игры. Откровенно говоря, я себя к дизайнерам-то никогда не причисляла.

Кто вы тогда?

Думаю, я – ательерист. Я работаю с клиентами, а все, что вне этого, – показы – мое самовыражение. И оно не циклично. Дизайнер должен давать коллекцию раз в сезон. Я к этому была не готова, это, опять же, рамки. Я человек вдохновения, а оно не приходит по расписанию, в заданное время. 

Я почему спрашиваю: у меня такое ощущение, что вы всегда дистанцировались от толпы. Современные дизайнеры стараются быть больше на виду.

Я не люблю быть на виду много. Для меня самые фантастические дни – когда у меня нет примерок, я сижу в ателье и творю. Каким быть – выбор каждого. Но я понимаю, что нужно быть более открытым, учитывая характер современной моды. 

Татьяна Тарвердян: "Новый бренд – вызов самой себе. Моя первая в жизни серьезная амбиция"

Вообще было желание стать массовым дизайнером? (Насколько это возможно в Казахстане, конечно).

Мое – это клиенты. Поэтому, повторюсь, я никогда не относила себя к дизайнерам. Я не ставила себе задачи стать коммерчески успешной. Странно, да? Но вот как есть. До сих пор не ставила. У меня сейчас впервые появились амбиции, произошли изменения в сознании, во мне сейчас такая большая перестройка, я иногда ее даже боюсь. Пришло понимание, что пора бы и деньги зарабатывать. Я часто ругаю себя за то, что я такая закрытая и отстраненная. Меня подруги буквально заставляют чаще выходить и общаться. Не могу, не мое. Мне легче, если рядом со мной есть человек, партнер или пиарщик, который за меня выполняет социальные функции. Мне ближе прийти на вечеринку, стоять с ним рядом и молчать. Пусть он меня продает и рекламирует. Сама себя я продавать не умею. 

Вы запускаете новую линию TarverdyanT. Что привело к тому, чтобы отойти от работы только с клиентами, от кутюра и винтажа, полностью пересмотреть взгляды и погрузиться в современную моду?

До всего надо дозреть. Я достигла определенной планки в мастерстве, в узнаваемости тоже. Был период, когда я не понимала, что делать дальше, куда мне идти. Вот эти "шатания" привели меня к тому, что нужно работать в другом направлении, с другой концепцией, попробовать себя в другой нише, поработать с другой аудиторией. Начала. И вдруг поняла, насколько мне это интересно. Я хожу и кайфую – от всего нового, от молодых людей, от их энергии, от того, как они одеваются, о чем думают, чем живут, как работают. Послушайте, я долгое время не принимала современное искусство, уважала только классицизм. Только сейчас поняла, что оно имеет право на существование. Оно может быть таким же захватывающим, как классика. 

Татьяна Тарвердян: "Новый бренд – вызов самой себе. Моя первая в жизни серьезная амбиция"

Было страшно? Мне кажется, учитывая ваши прежние работы, это не ваша зона комфорта.

Так и есть. Это вызов самой себе. Не скрою – мне трудно. Перестроиться и отойти от родной эстетики не так-то просто. В определенный момент поняла, что никто лучше мне не поможет, чем молодые люди, разбирающиеся в современной моде. Пригласила консультантов, поговорила с ними и осознала, что немного устарела. Застряла в своем винтаже и искусстве. Показала коллекцию, в которой все вещи сделала, как обычно, силуэтными. Ребята часть из них очень осторожно, но забраковали, потому что было все слишком правильно и выверено. Перестроили меня, сказали, что так не должно быть, порекомендовали вещи чуть-чуть "испортить", дать свободы. Вы знаете, я ведь так привыкла: если вещь, то очень силуэтная, если декор, то идеальной формы и в правильном месте. Я понимаю, что все эти правила сейчас рушатся, до конца они не разрушатся, но вот эта игра, этот параллельный классике мир мне безумно интересны. Потом приходил один бельгийский куратор, который сказал мне почти то же самое: "У тебя очень красивые вещи, но их очень трудно стилизовать, потому что они слишком самодостаточные". Он поставил передо мной непростую задачу – делать классную одежду, от которой все ошалеют вне зависимости от того, с чем она будет стилизована. Сейчас я смотрю на коллекцию другими глазами и радуюсь тому, что мы часть вещей из нее вообще убрали. 

Несмотря на изменения, от родного винтажа и кутюра вы не откажетесь?

Нет. Я без этого не могу, буду делать кутюр всегда, история моды, классика – это мое все. Я действительно верю, что есть незыблемые законы композиции. Авангардистом и деконструктивистом можно стать, только пройдя классическую школу моды. В будущем я планирую сделать коллекцию в стиле русского Belle Époque, она будет посвящена Александре Федоровне, супруге Николая II. Я ее начала, в эскизах она готова, отшили пару вещей, но пока стоит на паузе, потому что мне сейчас интересно делать что-то концептуально другое.

Татьяна Тарвердян: "Новый бренд – вызов самой себе. Моя первая в жизни серьезная амбиция"

Что у новой линии общего с основной?

Конструкция и ручной декор – мои две сильные стороны. Я очень люблю делать силуэтные вещи, но они не совсем сейчас актуальны, потому что их сложно стилизовать, их трудно вывести в коммерцию. С одеждой oversize все гораздо проще, она садится на девушку любого размера – хоть XS, хоть M. Просто каждый раз будет смотреться по-разному. И продать ее легче. Но, даже делая одежду oversize, я стараюсь вывести линии одежды правильно. Например, чуть завысить линию талии, чтобы визуально это удлинило ноги. Человек со стороны не знает всех этих нюансов, но он смотрит на себя в зеркало и задумывается, почему в этом пальто он красивее и худее. Моя конструктивная сторона останется точно, но будет больше одежды свободной, будет игра с объемами. Первая коллекция выполнена в духе 70-х, в ней много фолка, ручной вышивки, но они, безусловно, модернизированные.

Долго готовили коллекцию?

Я дольше думала о запуске, размышляла, идентифицировала свою девушку.

Кто она?

Даже сейчас не могу ее в точности описать. Первая коллекция – экспериментальная. Да, в ней наметились отличительные черты бренда, образ героини, но главной коллекцией – правильной, с четкой концепцией, с учетом всех ошибок – будет следующая. Работая в молодежном сегменте, очень важно не уподобится другим современным дизайнерам. Поэтому в современные силуэты я в любом случае добавляю свое, узнаваемое – элементы винтажа.

Татьяна Тарвердян: "Новый бренд – вызов самой себе. Моя первая в жизни серьезная амбиция"

Хорошо. Что поменяется в стратегии работы над брендом?

Я буду уходить от традиционного. Оказалось, уровня узнаваемости, которого я достигла, недостаточно. Все прошлое можно смело перечеркнуть и выходить на новый уровень. Самая большая власть сейчас у социальных сетей и интернет-медиа. Не могу сказать, что печатный глянец мертв, но в плане продвижения бренда он не такой мощный, как интернет. И аудитория, на которую я сейчас ориентируюсь, она – в социальных сетях. Классические показы меня тоже не интересуют, не вижу в них рационального зерна. Меня больше привлекают шоу-румы. Я ездила в Милан во время Недели моды, ходила в шоу-румы, поняла, что моя одежда вписывается в их концепцию. Но главное, мне есть что показать.