Поиск

Разговор с куратором Documenta14 Дитером Роелстрате

Об "Афинской школе", молодом искусстве и влиянии городов

Разговор с куратором Documenta14 Дитером Роелстрате
В 2017 году в немецком городке Кассель состоится самая важная выставка современного искусства – Documenta14. Центральноазиатские художники принимали в ней участие только один раз, это был невыездной из Узбекистана Вячеслав Ахунов. Несколько недель назад в Алматы впервые побывал один из пяти кураторов следующей "Документы" – Дитер Роелстрате. Постоянный колумнист Buro 24/7, искусствовед Валерия Ибраева выяснила, каковы шансы казахстанских авторов на участие в самой престижной выставке в мире

В течение последних трех-четырех лет в Алматы установилась мода на современное искусство. Посещать выставки, участвовать в них и даже быть спонсором – престижно, почетно и современно. Благодаря этой моде даже Министерство культуры в курсе существования Венецианского биеннале, мало того, оно даже предпринимает слабые попытки организовать павильон Казахстана – а это процесс, который в течение последних десяти лет осуществлялся различными частными инициативами. Но есть одна престижная выставка, в которой невозможно участвовать за счет государства и вообще за деньги. Это – Documenta, которую проводят в маленьком немецком городе Касселе раз в пять лет. Она основана в 1955 году художником и куратором Арнольдом Боде, который выдвинул идею восстановления нарушенной традиции авангардистских выставок в Германии, прерванную в 1937 году нацистами, организовавшими экспозицию "Дегенеративное искусство". 

Благодаря этой моде даже министерство культуры в курсе существования Венецианского биеннале, мало того, оно даже предпринимает слабые попытки организовать павильон Казахстана

Сейчас Documenta считается самым интеллектуальным событием в мире искусства, подводящим итоги предыдущего пятилетия и формирующим новые мировые тенденции. Ее очередное открытие состоится в 2017 году, а пока ее команда, состоящая из пяти кураторов и трех консультантов во главе с художественным директором Адамом Шимчеком, занята широкомасштабными исследованиями мировой артсцены. Тем не менее, частные инициативы и здесь возможны – по приглашению казахстанской Aspan Gallery в Алматы на несколько дней приехал Дитер Роелстрате, один из тех самых пяти сокураторов Documenta 14. Он работал в музеях Антверпена и Чикаго, был куратором бельгийского павильона 51-й Венецианской биеннале. Испытывая нехарактерное для кураторов "Документы" любопытство к постсоветскому пространству, он уже побывал в Восточной Европе, затем в Литве и Украине, а после Казахстана собирается посетить Кыргызстан и Белоруссию.

В музее Кастеева Дитер Роелстрате сделал презентацию проекта Documenta 14, представив уже сформулированные кураторами идеи. Ключевой философской и художественной метафорой грядущего события станет фреска "Афинская школа", созданная Рафаэлем для парадного зала Ватиканского дворца в 1508 году. В самом центре этого выдающегося произведения искусства эпохи Ренессанса находятся фигуры Платона и его ученика Аристотеля. Каждый из них жестикулирует в соответствии со своими философскими взглядами: Платон – указывая вверх, а Аристотель – держа руку горизонтально. В разнонаправленности их жестов кураторы "Документы" видят свою основную задачу – объединение реального и идеального.

При этом рабочее название выставки – "Учиться у Афин" – звучит довольно парадоксально, иронично и даже провокативно в нынешней ситуации кризиса в Европейском Союзе. Но важнейшая концептуальная идея выставки заключается в том, что впервые за всю историю "Документы" она пройдет на двух площадках – в Касселе и Афинах. Тому есть много причин, первая из которых, безусловно, политическая. Но есть и множество других ассоциаций – история, культура, цивилизация, демократия, искусство, археология, в течение многих веков связывающих Грецию и Германию. В дополнение к своей презентации Дитер Роелстрате ответил на несколько вопросов, переводящих платоновский официоз в земную аристотелевскую плоскость.

Разговор с куратором Documenta14 Дитером Роелстрате (фото 1)

Вы побывали в некоторых и еще собираетесь посетить постсоветские страны. Что общего вы в них увидели?

Несмотря на разделение, у вас еще существует общее наследие. В частности, мне импонирует выстроенная в СССР система государственной поддержки искусства. При том, что я понимаю всю противоречивость моего утверждения, поскольку эта поддержка предполагала тотальный контроль. Тем не менее, ее полное отсутствие в США, к примеру, меня тоже не устраивает. Мне очень нравится метафора, использованная в работе Ербосына Мельдибекова "Трансформер". Так и вы стоите на пьедестале, оставшемся от снесенного памятника, и выстраиваете на нем свою новую историю.

Разговор с куратором Documenta14 Дитером Роелстрате (фото 2)

А что вы ожидали увидеть в Центральной Азии?

Я имел некоторое представление о вашем современном искусстве благодаря серии выставок в антверпенском музее, где показывались работы Рустама Хальфина, Сергея Маслова, Елены и Виктора Воробьевых. Но, конечно, этого недостаточно. Мне бы хотелось увидеть, как современная глобализация влияет на художественную ситуацию. Насколько сохранились здесь старые культуры – суфийский ислам, православие, буддизм. Поскольку Центральная Азия – это полюс между Европой и Азией, имевший опыт глобализации, начиная со времен Великого Шелкового пути и великих империй, все эти смешения и взаимопроникновения, находя свое отражение в искусстве, очень интересны.

Мне очень нравится метафора, использованная в работе Мельдибекова "Трансформер". Так и вы стоите на пьедестале, оставшемся от снесенного памятника, и выстраиваете на нем свою новую историю

 

Ваша презентация основных идей "Документы" очень эффектна. Но все же – возможно ли рассказать чуть более детально о проблемах, которые вы бы хотели обсудить в рамках этой выставки?

Главная наша задача – уйти от мейнстрима, от постоянного списка очень известных имен, кочующих с выставки на выставку, попробовать найти новые экспериментальные работы. Вторая, уже выявленная задача – художественное образование. Это очень важный вопрос – кто обучает искусству. Насколько я знаю, здесь первое поколение художников учили мастера, приехавшие из Москвы и Ленинграда. Те, в свою очередь, имели своих учеников. То есть нас интересует вопрос школы, не зря я так долго рассказывал о фреске "Афинская школа". В связи с этим интересен эксперимент в Украине, поскольку будущая Киевская биеннале называется "Киевская школа".

Разговор с куратором Documenta14 Дитером Роелстрате (фото 3)

Вы написали книги, которые называются "Искусство Ванкувера" и "Искусство Рио-де-Жанейро", и подчеркнули, что не стоит ждать от вас книг под названием, скажем, "Искусство Китая" или "Искусство Мексики". Какое, по вашему мнению, значение имеет город для искусствa и наоборот – какую роль искусство играет в развитии города

Примером развития города через искусство может служить тот же Кассель. На самом деле этот маленький городок известен в мире только двумя вещами – тем, что это родина братьев Гримм и "Документой". Он живет этой выставкой, вся его инфраструктура выстроена под нее. Современное искусство сделало его чуть ли не самым знаменитым городом мира. Еще очень важно то, что город часто рождает художественную школу. Например, Болонская школа или Московский концептуализм. Точно так же можно сказать о совершенно неинтересном Дюссельдорфе, но с его сильной художественной школой. Города исторически бывали и городами-государствами, и городами-столицами или частями империй. Но сейчас важна не страна, а именно город как центр культуры. Мы называем эти центры не Англия, а Лондон, не США, а Нью-Йорк.

Ну да, и как тут не вспомнить Нукус, а вот об Узбекистане хочется совершенно забыть...

Да. Я, конечно, знаю о коллекции русского авангарда в Нукусе и хотел бы там побывать.

Ну и последний вопрос: вы посетили выставку молодых художников, проходящую в рамках нашего ежегодного события ARTBAT FEST. Я, конечно, понимаю, что молодежные выставки примерно одинаковы во всех странах. Но все же – каковы ваши впечатления

Я не очень внимательно ее посмотрел, но могу отметить, что я согласен с вашим наблюдением: все молодые художники хотят работать в глобалистском дискурсе. Поэтому они оторваны от контекста, и ваши молодые – не исключение.

Разговор с куратором Documenta14 Дитером Роелстрате (фото 4)

...Вопрос участия казахстанских художников будет главной интригой ближайшего года для нашего художественного сообщества, поскольку в проектах "Документы" художники из Центральной Азии никогда не выставлялись. Было единственное исключение – Каролин Кристов-Бакарджиев, куратор предыдущей Documenta 13, выставляла работу Вячеслава Ахунова, которому запрещен выезд из Узбекистана. К счастью, в Казахстане есть и альтернативные методы для продвижения своих художников к "вершинам артОлимпа". Организация визита Дитера Роелстрате – один из них.

Валерия Ибраева Данияр Агабеков

Оставьте комментарий

Загрузить еще