Поиск

Фильмы о Венеции: Казанова, Summertime и лучшие джалло, снятые на Гранд-канале

Венеция в кино появилась через год после первой биеннале. С тех пор так же, как художников, она вдохновляет режиссеров

Первый раз в кино Венеция появилась через год после открытия биеннале, в 1896 году, в коротком метре Александра Промио "Гранд-канал в Венеции". В то время первая легковесная камера братьев Люмьер могла снимать только фильмы длительностью 50 секунд, французский панорамист итальянского происхождения уложился в рекордные 39, запечатлев знаковые водные автобусы (вапоретто), гондолы и отрезок между двумя готическими палаццо. С Бернардо ди Сан-Поло камера скользит до палаццо Барзидза, чуть не достигнув моста Риалто фильм прерывается. Впервые в истории кино камера двигалась вместе с оператором, и только в этот краткий миг Венеция была единственным актером на экране. С момента, когда экран стали заполнять актеры и составные цвета техниколора, прошли две мировые, но тон и требования публики кардинально не поменялись. "You should see a Biennale", – единственный дельный совет, который получает героиня Кэтрин Хепберн от соседки по пансиону в ярком, как туристическая открытка, Summertimе (1955, David Lean).

Впервые в истории кино камера двигалась вместе с оператором, и только в этот краткий миг Венеция была единственным актером на экране

Фильмы о Венеции: Казанова, Summertime и лучшие джалло, снятые на Гранд-канале (фото 1)

Лучшая часть фильма – где главная героиня только прибывает в город, вооруженная бутылкой бурбона, 8-миллиметровой камерой и собственным одиночеством. В принципе путеводитель Джейн из того времени, когда эпоха доступного интернационального туризма только зачиналась, но и сегодня все так же – толика достопримечательностей, беспризорник, которому нужно купить мороженое и дать сигарету, кафе с бокалом чего-нибудь и глазение по сторонам.

На биеннале она само собой не пойдет, а зря, в том году там были сюрреалисты – Мунк, Магритт и Клее. Как только включается обязательная романтическая часть, картина едет по швам. На венецианском фоне лучше выходят сибаритские похождения, либо фигуры расставания со светлыми флэшбеками. По первому пункту с легендарным рывком вперед идет весь список фарсовых фильмов про главного венецианского повесу Казанову – от Волкова (1927), Феллини (1976) и Халльстрема (2005). К сожалению, Феллини, самый именитый, не снимал своего Казанову непосредственно в Венеции, а делал это в Риме на студии "Чинечитта", но за построенные декорации венецианского карнавала с утопленной головой Венеры и репликой моста Риалто ему все простительно.

Как только включается обязательная романтическая часть, картина едет по швам. На венецианском фоне лучше выходят сибаритские похождения либо фигуры расставания со светлыми флэшбеками

Фильмы о Венеции: Казанова, Summertime и лучшие джалло, снятые на Гранд-канале (фото 2)

До игры в его "Казанове" Дональд Сазерленд вошел в каналы истории еще одним теперь уже по-настоящему венецианским фильмом Don't Look Now Николаса Роуга 1973 года. Это пример того, как кино может быть на порядок выше литературного источника (Дафны дю Морье). Роуг снял герметичный джалло с саундтреком Пино Донаджио, не хуже итальянских коллег, используя ситуативность постоянно ругающихся супругов в плывущем городе на полную катушку.

Годом раньше, в 1972 году, венецианец Альдо Ладо снял в знакомых для себя местах один из лучших фильмов в жанре джалло – картину "Кто видел ее смерть?". С более популярным фильмом Роуга в нем много схожих элементов – от супружеской пары в кризисе, теряющей ребенка, до драматичных сексуальных сцен и смерти, следующей по пятам за главными героями. Саундтрек Эннио Морриконе с доминирующим детским хором сильно выделяется из потока композиций, что он писал в это время. И хотя картинка в Don't Look No на порядок богаче цветом, зато Альдо Ладо выбрал для своей ленты редкую локацию – остров Giudecca, который в то время был индустриальной частью города. Сцена слежки на заброшенной фабрике Molino, переделанной в наши дни в самый роскошный отель сети Hilton, неспешно меняет ролями преследующего с преследуемым, в один из критических моментов ех-подружку Джеймса Бонда Джорджа Лазенби начинают теснить странная персона в вуали, человек на костылях и главный теневой персонаж картины по имени Серафиан, его роль играет Адольфо Чели – Largo, антагонист из Бонда времен Шона Коннери (Thunderball). В фильме "Кто видел ее смерть?" практически впервые на экране можно увидеть явление acqua alta на площади Сан-Марко, когда вода заливает и так уже затопленный город. 

Фильмы о Венеции: Казанова, Summertime и лучшие джалло, снятые на Гранд-канале (фото 3)

Через шесть лет Антонио Бидо снимет джалло Bloodstained Shadow в околовенецианском сеттинге, до которого никто обычно не добирается – на острове Мурано. С красного муранского бокала начинается роман в Summertime, но больше основной ремесленнический продукт Венеции в фильме никак не фигурирует. Зато один из стеклодувных цехов Мурано занял в своей работе французский артист Лорис Грео (Loris Gréaud). Свободные от туристов проходы по каналам, церковные приходы и венецианский быт в Bloodstained Shadow дополнены прекрасным саундтреком от венецианского композитора Стельвио Чиприани, сыгранного группой Goblin, знакомой нам по фильмам Дарио Ардженто. У главной героини Сандры (Стефании Казини из "Суспирии"), как это принято в жанре, артистическая профессия дизайнера по интерьерам и художника. Камера даже застает ее работающей у холста, пока она слушает отрывок из балета Стравинского "Весна священная". Правда, самый запоминающийся момент с ней в фильме далек от творчества, как та золотая цепочка от шеи, которую она демонстрирует во время сексуальной сцены. Могила Стравинского тоже фигурирует в картине Bloodstained Shadow. Герои попадают на остров-погост Сан-Микеле, где кроме Стравинского лежат Дягилев и Бродский.

Фильмы о Венеции: Казанова, Summertime и лучшие джалло, снятые на Гранд-канале (фото 4)

Закрывающим тему фильмов в венецианском интерьере я бы выбрал Anonimo Veneziano (Enrico Maria Salerno, 1970). Режиссер и актер главной роли Тони Музанте познакомились на съемках дебютного фильма Ардженто "Птица с хрустальным оперением". Энрико, дирижирующий в Teatro La Fenice, утром на железнодорожной станции Santa Lucia встречает свою бывшую супругу в исполнении королевы джалло Флоринды Болкан. Вместе они углубляются в лабиринт улочек, по-итальянски очень истерично ругаются и так же быстро уходят в нежность, проносясь через череду ярких флэшбеков угасшего романа, снова с саундтреком Стельвио Чиприани.

Есен Булумбаев

Оставьте комментарий

Загрузить еще