Поиск

Постмодернистская история киберпанка: Что лежит в основе "Призрака в доспехах"?

Культовая манга Масамунэ Сиро

30 марта на экраны выходит фантастически красивая лента Руперта Сандерса "Призрак в доспехах" со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Это американская экранизация одноименной культовой манги Масамунэ Сиро с киберфутуристическим сюжетом и философскими вопросами о смысле жизни и бессмертии. Почему этот фильм важная премьера весны, о чем говорит загадочный автор манги и что стоит за главным героем фильма – киборгом, разум которого принадлежит государству? Редактор Buro 24/7 Камила Исмагамбетова разбирается в правилах и кодах вселенной Сиро. 

"Призрак в доспехах" принято считать символом киберпанка, одной из величайших манг и аниме в истории, а также произведением, которое вдохновило братьев Вачовски на культовую "Матрицу". Что сделало "Призрака в доспехах" одним из влиятельных произведений азиатской, а позже и мировой культуры?

Изначально "Призрак в доспехах" был мангой в жанре научной фантастики. Выходила она в 1989–1991 годах, во время японского бума на постапокалиптические, антиутопические и киберфутуристические сюжеты. Ее автор Масамунэ Сиро – человек очень скрытный. Он не появляется на публике, не дает интервью и не позволяет себя фотографировать, что сделало его одной из самых загадочных фигур в японской культуре, как Banksy – в искусстве, Мартина Маржелу – в мире моды, а Daft Punk – в музыке. Для Сиро его  произведение – скорее не боевик, а философская история. Мангака всегда признавал, что ставит диалоги выше экшн-сцен. Это касается и музыки. Ни в одной из многочисленных экранизаций манги не звучат динамичные мелодии, только меланхоличные или медитативные.

Действие "Призрака в доспехах" происходит в недалеком будущем, в 2029 году. В центре сюжета – 9-й отдел МВД Японии, который на деле представляет из себя организацию по тактической разведке, устранению врагов народа, расследованию политических и государственных дел. Один из его лучших агентов и единственная женщина – Мотоко Кусанаги, роль которой и досталась Скарлетт Йоханссон. Она признает себя киллером на службе у режима, понимает свою работу, но не может противиться – 95% ее тела и разума контролируют государство и общество. Замена ее тела на искусственное произошла, когда Мотоко было шесть лет: девочка выжила в страшной авиакатастрофе, потеряла родителей, и одной из первых перенесла почти полную кибернетизацию тела. Работа на правительство дала ей возможность бесконечно совершенствовать свои физические возможности и разум, но в этом оказалась ее главная проблема.  Удивительные аналитические способности дают Кусанаги возможность не только выполнять сверхсложные задачи, а размышлять, анализировать собственную личность, искать смысл жизни и разочаровываться. Она не признает себя человеком, она – машина-раб. Мотоко чувствует себя живой, только когда ныряет под воду. Плавание грозит киборгам смертью, но для бессмертной Кусанаги такой риск – едва ли не единственный способ почувствовать себя человеком. Как считал Фрейд, стремление к смерти – один из основополагающих инстинктов живого существа. 

Постмодернистская история киберпанка: Что лежит в основе "Призрака в доспехах"? (фото 1)

Отчасти,  это произведение Сиро, как любая фантастика, –  пророческое. В аниме "Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2nd GIG" 9-й отдел борется с террористической организацией "11 индивидуалистов". Она объявила своей целью освобождение Японии от беженцев, организацию массовых восстаний и создание нового общественного класса. 

Планета во вселенной "Призрака в доспехах" существует по совершенно новым правилам. Весь мир оцифрован, хотя до сих пор делится на классовые и этнические группы. Люди давно отказались от родного физического тела, ради нового, усовершенствованного. Оно намного прочнее органического человеческого тела, и его можно выбрать. Прощай неприятие себя! Жить можно даже в тостере, что некоторые и делают. Единственное, что осталось от человеческого, – это разум. Точнее, оцифрованный интеллект, который можно сохранять в опасных ситуациях, копировать и передавать на другие носители. По сути, люди обрели бессмертие, что привело человечество к ряду философских вопросов: что теперь есть человек? Чего бояться, если он навсегда спасен от смерти?

В одном из эпизодов аниме-сериала "Призрак в доспехах" появляется южноамериканский диктатор, которого на его менее развитой родине считают бессмертным. Ему удается выживать после каждого покушения. Как выясняется в ходе расследования, настоящий диктатор давно убит, а его разум распространили на бессчетное количество копий и поставили на поток. Сделали это его приближенные, которым был удобен сложившийся режим в стране.

Постмодернистская история киберпанка: Что лежит в основе "Призрака в доспехах"? (фото 2)

Основополагающий термин в этой киберфутуристичной вселенной – "призрак", который обобщает понятия интуиции, сознания, души, личности, характера. То есть всего, что отличает искусственный интеллект от естественного. Каждый человек тут – это "призрак в доспехах". Такая вот яркая метафора, которой Сиро заявляет: единственное, что достойно защиты, – то человеческое, что в нас есть.

Чтобы всесторонне объяснить суть "призрака", Масамунэ Сиро специально ввел в историю вспомогательных персонажей – паукообразных дружелюбных роботов под названием "татикомы" (в манге – "футикомы"). Они вооружены встроенными ракетницами и пулеметами, оснащены военным камуфляжем, но обладают детскими голосами и манерой поведения. Не просто так. Чтобы сделать татиком поворотливее и полезнее для полицейского отдела, их наделили саморазвивающимся искусственным интеллектом. С его помощью татикомы запустили искусственный процесс эволюции: от робота-помощника человека до самостоятельной единицы сознания. Словно дети, они любопытны к открытиям и быстро постигают новое. В свободное время самостоятельно учатся человеческой речи, коммуницируют между собой, синхронизируют общую память, чтобы делиться воспоминаниями, и даже ведут дискуссии. В одном из эпизодов "Призрака в доспехах" татикомы пытаются понять, что из себя представляет призрак, и предполагают, что естественный интеллект отличается от искусственного тем, что может умереть. Обрести призрака – значит, отказаться от цифрового существования в киберпространстве (бессмертия) в пользу жизни в аналоговом, то есть физическом облике (быть смертным). В этом заключается главная мысль Масамунэ Сиро. Стремясь к бессмертию, человек рискует потерять свою суть.

Постмодернистская история киберпанка: Что лежит в основе "Призрака в доспехах"? (фото 3)

Кульминацией развития татиком стал отказ повиноваться человеку. Вместо того, чтобы перенести память пяти миллионов беженцев в киберпространство, татикомы открывают для себя чувство сострадания и ценой собственной жизни сбивают ядерную ракету, которая угрожает людям. При этом сами люди выбрали куда менее гуманный способ спасения.

Второй и не менее важный термин "Призрака в доспехах" – это "режим одиночки". Под ним понимается явление, когда люди массово подражают чему-либо при отсутствии самого примера для подражания. Этот общественно-психологический синдром лег в основу сюжета и раскрывает один из ключевых аспектов постмодернистской философии: ничего уникального не существует, а все высокое надуманно.

В американской экранизации "Призрака в доспехах" появится Кукловод, антигерой из культового аниме 1995 года, с помощью которого Сиро вывел вечный вопрос о значении жизни на новый уровень. Это искусственный интеллект, который изначально взламывал призраки других людей по заданной программе, а позже развил в себе собственный. Если в татикомах призрак развивался согласно законам Айзека Азимова, Кукловод не ставит перед собой задачи спасать человека или даже помогать ему. Возникает вопрос: "Если киборг смог создать свой собственный призрак, в чем же тогда смысл быть человеком?"

Режиссер  "Призрака в доспехах" 1995 года Мамору Осии уделяет особое внимание глазам Мотоко Кусанаги. В отличие от многих киборгов и даже людей, они у Кусанаги большие, прозрачно-голубые, их пристальный взгляд будто пронизывает. Такие же – у Кукловода. И хотя его считают самым опасным хакером в истории человечества, для Кусанаги он – не враг. Они – родственные души. Если он – программа, которая хочет обрести свободу, то она – некогда свободный человек, который превратился в безвольного робота на службе у правительства. Они понимают друг друга. Кусанаги не стремится уничтожить Кукловода, как остальные, а хочет объединиться с ним, стать одним целым. Чтобы стать полноценным человеком, ему не хватает ее тела, а ей – его свободы. Парадокс, но слияние разума с роботом представляется Кусанаги единственным шансом почувствовать себя живой. Это родство  – кульминация истории. Когда весь окружающий мир стремится к бессмертию и компьютеризации жизни, единственные, кто осознают ее ценность, – это киборги и роботы. "Когда человек понимает, что все достижимо, он это получает. Взять хотя бы нас  мы же венец творения. Управляемый метаболизм, компьютеризированный мозг, механизированные тела. Совсем недавно это казалось научной фантастикой",  рассуждает Кусанаги. Компьютеризация подняла человеческий разум на новый уровень, но повлекла за собой  суровые последствия. Жизнь перестала что-либо значить. Ее можно взламывать, отслеживать мысли, менять воспоминания. В истории Сиро все это – законно: каждый человек обязан проходить регулярный технический осмотр, в ходе которого полностью разбираются его память и личные переживания. Если в них выявляют ошибку, то тут же отправляют на ремонт. Это цена бессмертия в мире Масмамунэ Сиро.

Так ли далек "Призрак в доспехах" от реальности? 

Постмодернистская история киберпанка: Что лежит в основе "Призрака в доспехах"? (фото 4)

Камила Исмагамбетова

Оставьте комментарий

Загрузить еще