Поиск

Как без национального павильона казахстанские художники показали себя в Венеции

Главное на Венецианской биеннале

Как без национального павильона казахстанские художники показали себя в Венеции
В Венеции стартовала 56-я биеннале – самый крупный и престижный в мире смотр современного искусства. Удивительно, но у Казахстана по-прежнему нет в Венеции собственного павильона. Тем не менее это не остановило авторов, и здесь открылись сразу несколько казахстанских выставок. Колумнист Buro 24/7 Валерия Ибраева ознакомилась с "Невидимым павильоном", "Павильоном ограниченной ответственности" и пришла к неутешительным выводам

Масштабы нынешней 56-й биеннале в Венеции определяются довольно солидными цифрами: в основном проекте All The World's Futures, куратором которого стал знаменитый нигериец Окви Энвезор, участвуют 138 художников из 53 стран.

Количество национальных павильонов сократилось до 88 буквально перед самым открытием, поскольку Кения и Коста-Рика отказались от участия из-за финансовых скандалов, что в истории биеннале происходит не так уж и редко. Уже после открытия к "отказникам" присоединился сирийско-палестинский коллектив Abounaddara, обвинивший организаторов в цензурировании их видеоработы, посвященной проблеме выживания в зоне военных конфликтов. Это выглядит странно, учитывая тот факт, что проект Окви Энвезора выстраивался как антибуржуазный, протестный, поднимающий вопросы Африканского континента, угнетения женщин, войн и эпидемий, с непременными ссылками на марксистскую проблематику.

Еще более странно то, что вышеупомянутый коллектив удостоился специального упоминания "за невероятную смелость" на церемонии награждения наряду с именами Харуна Фароки (Германия), Массиниссы Сельмани (Алжир–Франция) и обладателей "Золотых львов" Эль Анацуи (Гана), Сюзан Гез и Эдриен Пайпер (США). "Золотого льва" за лучший национальный павильон получила Армения, показавшая проект Armenity, включающий работы 16 армянских художников из Египта, Бельгии, Ливана, Турции, Аргентины, Греции, Италии, США и др. Он посвящен 100-летию геноцида армян и удачно рифмуется с апокалиптическим звучанием проекта Энвезора.

Неудивительно, что самыми популярными работами биеннале, упоминаемыми и репродуцируемыми в прессе, стали совсем не лауреатские и концептуальные, а броские и зрелищные. Так, наиболее эффектной работой признана инсталляция "Ключ в руке" японской художницы Тихару Сиоты. Пространство павильона Японии занимает паутина из красных нитей, оплетающая две лодки, наполненные ключами, которые также свисают с каждой нити. Ключи, по замыслу художника, – символы воспоминаний и ценностей человека, а также метафора перехода в иные миры. Тихару Сиота вовлекла в создание инсталляции своих зрителей, попросив присылать ей старые и ненужные, отслужившие свой срок ключи.

Как без национального павильона казахстанские художники показали себя в Венеции (фото 1)

Безусловное внимание привлекают работы звезд мировой художественной сцены – Георга Базелица, Сары Лукас, Брюса Наумана, Риркрита Тираваньи, Ханса Хааке. А также национальные павильоны Бразилии, Греции, Великобритании, Израиля, Сербии, Швейцарии. 

Внимания масс-медиа удостоился хеппенинг анонимных активистов в камуфляже, вторгшихся в "Зеленый павильон" российской художницы Наховой и предлагавших посетителям выиграть бесплатный отпуск на море. Акция, конечно, ссылалась на оккупацию Крыма "анонимными" солдатами – событие, признанное большинством стран мира нарушением международных правил. Однако искупаться в море можно было, и не участвуя в этом вторжении – шум и некоторое злорадство прессы вызвало обрушение мостков, по которым гости фонда Prada пробирались на вечеринку. Таким образом в Венеции переплелись и мировой гламур, и мировые проблемы.

Как без национального павильона казахстанские художники показали себя в Венеции (фото 2)

Независимому Казахстану 24 года, это – 12 поводов сделать павильон на Венецианской Биеннале. Страна принимает активное участие в интеграционных процессах в области спорта, политики и экономики, но гораздо реже – культуры

Казахстан в Венеции уже во второй раз представляет международная организация по поддержке современного искусства IADA. В этом году она организовала проект "Protagonist. Invisible Pavilion", состоящий из трех частей – воркшопа, общей дискуссии и презентации семи художников – Асхата Ахмедьярова, Камиллы Габдуллиной, Сырлыбека Бекботаева, Азу Шаде, Аду Ю, Асель Кадырхановой и Алпамыса Батырова. Как пишут организаторы: "Главная цель проекта – привлечь внимание к будущей артсцене Казахстана и Средней Азии, которые не имеют своего павильона на этой биеннале. Знание искусства другой части мира может быть полезным для Казахстана в создании своей художественной идентичности".

Как без национального павильона казахстанские художники показали себя в Венеции (фото 3)

Отсутствие национального павильона Казахстана стало темой рассуждения кураторов и другой казахстанской выставки в параллельной программе биеннале. 

Текст Владислава Слудского к выставке "Павильон ограниченной ответственности" достоин полного цитирования.

"Независимому Казахстану 24 года, а это – 12 поводов сделать на Венецианской биеннале павильон. Страна принимает активное участие в интеграционных процессах в области спорта, политики и экономики, но гораздо реже – культуры. В Казахстане нет ни музея, ни галерей современного искусства, отсутствует биеннале, нет арт-ярмарки и в целом – инфраструктуры для создания, хранения и экспортирования актуальной культуры. Поэтому большинство казахстанских художников, работающих в жанре современного искусства, долгое время существуют в рамках тех систем, которые сами же себе и выстроили. Привычка "принадлежать себе", рассчитывать на себя и формировать не только себя как художника, но и параллельно с этим выстраивать какие-то структуры, есть отличительная черта художественного мира постсоветских стран. После развала Советского Союза художники получили неограниченный ресурс информации и быстро нашли ориентиры развития, в то время как окружающие их институции еще только начинают трансформацию из социалистической модели в капиталистическую, и пока часто не понимают, как это делается.

Таким образом, художники стали современными, тогда как мир вокруг них – нет. В результате они проживают свои жизни в уникальной среде, где после 70 лет постоянного присутствия "большого брата" и контролирующих органов они одномоментно переместились в пространство частичной обособленности, где все решения принимаются ими самими. В этом смысле отсутствие постоянного павильона в Венеции одной из самых богатых и амбициозных стран Центральноазиатского региона не вызывает сильного удивления, но кажется продолжением более обширных тенденций. По этой же причине организации и люди продолжают интеграцию культуры через частные инициативы, и в данном случае – в форме квартирной выставки", – пишет Слудский. В выставке "Павильон ограниченной ответственности" экспонируются работы Воробьевых, Шалбаева, Угая, Левицкой и группы Р.Э.П., представивших частный, почти интимный взгляд на страну и ее ситуацию. 

Как без национального павильона казахстанские художники показали себя в Венеции (фото 4)

"Над нашей дверью не висит флаг, и попытка выставки встроить себя в общую культурную ситуацию этой биеннале носит скорее индивидуальный, чем системный характер"

 

Именно так, как подчеркнул Слудский, "принимая собственные решения", участвуют в проектах Венецианской биеннале известные казахстанские художницы Сауле Сулейменова и Алмагуль Менлибаева.

Сауле выставила две работы из серии "Целлофановая живопись" в рамках международного проекта Self во главе с куратором Люкой Курчи. В диптихе художница пытается выявить связь между древним кочевым и современным обществом потребления, сравнивает идентичности, используя упаковочный пластик как экологический художественный материал. 

Как без национального павильона казахстанские художники показали себя в Венеции (фото 5)

Алмагуль Менлибаева приняла участие в азербайджанском проекте "Союз огня и воды", созданном при поддержке фонда Yarat и собравшим на открытие светскую публику от Айдан Салаховой и Ольги Свибловой до Эвелины Хромченко, от Дмитрия Озеркова до Иосифа Бакштейна. Вот что о проекте пишет влиятельный журнал "ArtNewspaper Russia": 

"В выставке участвуют два художника. Рашад Алакбаров создал инсталляции из мечей, причудливое сплетение теней от которых создает на стене надпись "не бойся", и из железного лома: если встать на помеченное крестиком место, ржавые палки вдруг складываются в розетку мусульманского орнамента. Это первая история – когда нежданные восточные мотивы вдруг просыпаются в старом венецианском дворце. За вторую историю отвечает Алмагуль Менлибаева, снявшая пронзительное видео о встрече влюбленных на фоне заброшенного пейзажа с лениво двигающимися нефтяными вышками-качалками".

Как без национального павильона казахстанские художники показали себя в Венеции (фото 6)

Как без национального павильона казахстанские художники показали себя в Венеции (фото 7)

Таким образом, казахстанцев в Венеции было много – в "Невидимом павильоне" и "Павильоне ограниченной ответственности". Их приглашают итальянские и азербайджанские кураторы, о них пишут влиятельные российские журналисты, явно не подозревающие, что Алмагуль Менлибаева – родом из Казахстана. Ситуация достаточно ясная для того, чтобы в очередной раз задать вопрос: насколько полезно стране такого рода распыление художественных сил? Поскольку казахстанский павильон на EXPO 2015 в соседнем Милане, собравший воедино наши яблоки и пшеницу, имел заметный и ощутимый успех.

Как без национального павильона казахстанские художники показали себя в Венеции (фото 8)

Валерия Ибраева

Оставьте комментарий

Загрузить еще