Поиск

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ
В Алматы проходит выставка современного искусства "Changes: Исследование времени". Впервые за 15 лет с казахстанскими художниками сотрудничает учебное заведение – Казахстанско-Британский технический университет. Колумнист Buro 24/7 Валерия Ибраева ознакомилась с экспозицией и уверяет, что пространство для нее было выбрано неспроста. Оно – важная составляющая концепции "исследования времени"

Большая выставка современного искусства "Changes: Исследование времени" открылась в не совсем привычном для гламурного Алматы пространстве – здании КБТУ усилиями куратора Александры Цай и декана университета Михаила Акулова. Ну и, разумеется, художников: Сауле Сулейменовой, Куаныша Базаргалиева, Галима Маданова и Зауреш Терекбай, гостей из Ташкента – Умиды Ахмедовой и Олега Карпова, а также молодых Сырлыбека Бекботаева, Асель Кадырхановой, Зои Фальковой, Фатимы Омир, Александра Угая, Екатерины Никоноровой и группы саунд-видеоартистов в составе Диллона Бастана, Татьяны Ким, Анатолия Огая, Лены Поздняковой и Эльдара Таги.

Сотрудничество университетов с культурными коллективами – вещь довольно популярная на Западе, где многие учебные заведения имеют собственные галереи, а иногда театры и даже музеи. Например, знаменитая коллекция нонконформистского советского искусства Нортона и Ненси Додж, находящаяся в американском университете Раттгерс в Нью-Джерси, экспонирует и работы художников из Казахстана. В Центральной Азии подобные попытки немногочисленны – в 2000 году была выставка "Красного трактора" в КИМЭПе, в 2015-м – международная экспозиция в Американском университете Центральной Азии в Бишкеке.

"Художник диагнозирует настоящее и предугадывает будущее", – говорит Михаил Акулов. Александра Цай расширяет тему: "Изменения – это процесс, который находится не только в руках безразличного потока минут и часов, но и принадлежит рукам человека, его попыткам выстроить пространство реальности, вернуть из архивов забытые артефакты, создать новые образы".

В результате они сделали выставку... в вестибюле. Но не стоит путать эту экспозицию с художественным оформлением банков, гостиниц и торговых центров. Вход в здание КБТУ, его огромные размеры – важная составляющая концепции "исследования времени". Лестница, ведущая посетителя в бывшие чертоги правительства советского Казахстана, декорирована древнеегипетскими пилонами с работами К. Базаргалиева из серии "Когда все флаги были казахские", рассуждающей об интеграции страны в мировое пространство посредством, не побоюсь этого слова, вкраплений национального орнамента в государственные флаги различных стран.

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ (фото 1)

Восшествие по лестнице сопровождается огромной серией картин С. Сулейменовой Astana Line, в которых из стен, заборов, арок и башен астанинских пейзажей проступают лица и фигуры простых людей – наших современников и их предков, заимствованных из архивных фотографий.

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ (фото 2)

Проход сквозь эти лица ведет к верхней площадке зиккурата. Здесь находится видеоработа А. Кадырхановой "Дистанция". На экране – нескончаемый коридор, снятый в обратной перспективе. Коридор памяти, забвения... ну и поскольку это происходит в бывшем здании правительства КазССР, парламента независимого Казахстана и акимата Алматы – коридоры власти.

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ (фото 3)

Спустившись в вестибюль, зритель совершает "хождение в народ" – в микрорайон Мамыр, в котором живет и много лет его исследует тончайший художник Г. Маданов и его сподвижница З. Терекбай. Цикл из 8 коллажных тондо называется "Где-то здесь бродит душа поэта".

"Когда мысленно окидываешь панораму места, в котором живешь, невольно в голову приходят слова "миграция", "урбанизация", "руризация", "демография", "кантризация" и прочий набор штампов, втиснутых в наши головы мутным потоком масс-медиа", – пишут художники. И, отталкиваясь от творческого метода масс-медиа, выстраивают мозаичные, пикселированные картины ежедневной жизни микрорайона. В коллажах используются фотографии, картинки из журналов, репродукции персидской миниатюры, реальные объявления, сорванные со стен. Особо впечатляют "Новые возможности для бывших начальников".

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ (фото 4)

Контрастно соседствующая фотосерия С. Бекботаева также негативно характеризует мировую прессу, но уже с точки зрения сельского человека, которому, как считает автор, недоступна объективная информация.

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ (фото 5)

Взгляд художника на изменения и время еще более сужается в видеоработе гостей из Ташкента У. Ахмедовой и О. Карпова. На экране – женщина, бесконечно подметающая площадь. Залитая недавно прошедшим дождем площадь, серенький день и яркая оранжевая жилетка работницы рождают щемящее чувство безысходности. В Узбекистане время остановилось.

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ (фото 6)

И, наконец, в глубоких карманах под лестницей мерцают мониторы, в которых переживания передаются исключительно механическими приемами – сенсорным управлением движения, съемкой в режиме строба, резкой сменой кадров. Рассуждения о памяти (З. Фалькова, А. Угай), о связи движения, времени и звука (Д. Бастан, Т. Ким, А. Огай, Л. Позднякова, Э. Таги), об остановленном времени (А. Кадырханова) объединяет отсутствие сюжета, лобового, прямолинейного месседжа. Объединяет эти работы также несомненная молодость авторов, которые могут себе позволить роскошь мыслить абстрактно.

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ (фото 7)

Сложная нелинейная композиция выставки, мозаика мнений, предлагаемых решений и рассуждений художников, работающих в самых различных техниках, сопоставляемых то по аналогии, то на контрастах, создают подвижную, изменчивую атмосферу, полностью соответствующую крамольной фразе, заявленной в кураторском стейтменте: "Ничто не будет вечно, все неизменно закончится, остановится, перейдет в иную фазу".

Поэтому надо спешить – экспозиция работает только до 8 мая.

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ (фото 8)

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ (фото 9)

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ (фото 10)

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ (фото 11)

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ (фото 12)

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ (фото 13)

Валерия Ибраева о выставке "Changes: Исследование времени" в КБТУ (фото 14)

Buro247.kz

Оставьте комментарий

Загрузить еще