Поиск

Зачем Сауле Сулейменова повторила перформанс Марины Абрамович 8 марта?

The Artist is Present

8 марта казахстанская художница Сауле Сулейменова повторила перформанс Марины Абрамович "В присутствии художника". Посетителей она встречала в пространстве Aurora Space, где сейчас проходит ее персональная выставка "Устоять бы на ветре, прочищающем ребра". Мы поговорили с художницей до и после перформанса. И посмотрели ей в глаза. 

"Зашейте мне, пожалуйста,

дырочку внутри,

а то я упаду в гололед на улице,  

а то я убью всех женщин-куриц

и мужчин-свиней"

Эти стихи  в 89-м году Сулейменова читала возле гастронома "Столичный", когда была частью андеграундной группы "Зеленый треугольник". Она выносила себя из дома в странных одеждах как произведение искусства. Она читала стихи, а ее арестовывали. Брилась наголо – ее забирали в участок. Задолго до того, как создать своих печально-мудрых "Невест" и степные пейзажи из целлофана, Сауле Сулейменова была отчаянной перформансисткой. Спустя почти 30 лет она вспомнила, с чего все начиналось. Перформанс, который 8 марта повторила Сауле, называется "В присутствии художника" (The Artist is Present).  В 2010 году он стал главным действием одноименной ретроспективной выставки Марины Абрамович в MoMA. Больше двух месяцев, каждый день,  с утра до вечера художница сидела неподвижно на стуле и смотрела в глаза посетителям, которые подходили к ней по одному и садились напротив. Сауле Сулейменова в "Авроре" просидела несколько часов. 

"Знаете, что удивительно? Сначала все 40 лет все думают что ты – ненормальная и тебя лечить надо, и наконец ты получаешь признание, и нужно потратить очень много времени чтобы тебя стали принимать всерьез", – рассказывала Марина Абрамович, готовясь к своему перформансу. "Мне 46  лет, я – вроде известный художник, меня уже слышат по идее, но будто не до конца", – говорит сегодня Сауле Сулейменова.

Несмотря на то, что их работы – одно и то же действие, акции – совершенно разные. И перформанс Сулейменовой 8 марта не просто ее благодарность Абрамович и всем женщинам-художницам. Акция Сауле встраивается в контекст дня, и у нее появляются новые смыслы: как в казахстанском обществе женщина снова пытается определить себе место, застолбить его буквально, вот так, стулом, как она пытается обозначить свой смысл, тот что шире "женского" и суть; как для большинства она там же, где была в начале прошлого века, поэтому Международный женский день здесь  – не о победе равенства возможностей, а о красоте, и снова о  том, о "женском". У искусства с красотой и женщиной все еще сложнее и запутаннее, оно долго видело в ней объект и не признавало художником. Так вот она и села посреди выставочного пространства, и пригласила на себя смотреть. 

8 марта Сауле Сулейменова хотела повторить перформанс Марины Абрамович, а сделала все-таки, свой собственный. 

Зачем Сауле Сулейменова повторила перформанс Марины Абрамович 8 марта? (фото 1)

"Я философски отношусь к мужской агрессии. Когда мне было 19 лет, и я стояла около "Столичного", накидывались на меня мужчины. Кто-то пытался спустить, наехать. Они же  – носители нравственности, как это ни странно. Нравственность для них – как система, как государство. Если женщина – что-то аморфное, мужчины – четко очерчены".  

Зачем Сауле Сулейменова повторила перформанс Марины Абрамович 8 марта? (фото 2)

"Когда мне было 4 года, я попала в аварию. Тогда я заново училась ходить и говорить. Я думаю, что в жизни происходит так же: ты попадаешь в очередную аварию, пусть не буквально, а потом опять учишься ходить и говорить. Вот сейчас я немножко окрепла, может, завтра что-нибудь произойдет, какой-нибудь стресс, удар – и меня снова собьет наотмашь". Зачем Сауле Сулейменова повторила перформанс Марины Абрамович 8 марта? (фото 3)

"Меня спрашивали: "Как ты не боишься демонов в глазах напротив?" Я их не увидела. Я увидела боль, страх, силу, растерянность и очень много красоты. Ближе к концу (на самом деле время текло совершенно по-другому) люди пошли совсем без перерыва, я не успевала отдыхать, но пошла, полилась красота".

Зачем Сауле Сулейменова повторила перформанс Марины Абрамович 8 марта? (фото 4)

"Прежде всего, это путешествие для меня. От него я жду, что что-то пойму.  Вот сейчас, когда мы с тобой сидели, я сказала "Я не вижу твоего лица" напротив света, прошло 10 секунд – и я все увидела. Я сидела без очков, и я все увидела, и это так здорово. Это вкуснее, чем вино, чудеснее, чем сигарета". 

Зачем Сауле Сулейменова повторила перформанс Марины Абрамович 8 марта? (фото 5)

"Мне это напомнило, как я рисовала портреты на улице в конце 80-х – начале 90-х, я видела очень много красоты. Тогда я тоже просила смотреть мне в глаза, и в ответ расцветали чудесные люди. И сейчас на перформансе лица-глаза расцветали, то тихой сиреневой волной, то скомканными квадратиками-пикселями напористого страха, то тонкой  графикой  силы красоты. Мне было так жалко, что я не могу всем этим поделиться, не могу сейчас их рисовать".

Галина Рыжкина

  • Фото: Марина Карпыкова

Оставьте комментарий

Загрузить еще