Поиск

Модернизация создания: Феминистская выставка Зои Фальковой

Вместо лепестков роз – половые тряпки, вместо холстов – старые выцветшие простыни. На входе висит табличка: "18+"

Модернизация создания: Феминистская выставка Зои Фальковой

Вместо лепестков роз – половые тряпки, вместо холстов – старые выцветшие простыни. На входе висит табличка: "18+". В Алматы открылась выставка молодой казахстанской художницы Зои Фальковой. Зоя активно выставляется за рубежом и в Казахстане. В этом году она участвовала в неофициальном павильоне Казахстана на Венецианской биеннале, ее номинировали на Asia Pacific Breweries Art Prize в Сингапуре, а в сентябре она поедет на биеннале современного искусства в Одессу.  

 

Фалькова встает на место домохозяйки, замученной мытьем полов, готовкой и бесконечной стиркой, и позволяет взглянуть остальным на свое "священное предназначение" – быть матерью, женой и служанкой

"Модернизация создания" – первая персональная выставка художницы с острым взглядом и бескомпромиссными высказываниями. Здесь все необычно и многое впервые: например, это первая в истории казахстанского искусства выставка, посвященная феминизму, – от и до. Вопрос положения женщины в искусстве Казахстана если и затрагивался, то косвенно. "У казахских художниц XX века не было задачи модернизировать, у них была задача пропагандировать, в то время речь о феминизме и не шла. Я бы перечислила художниц начала XXI века, ведь они думали над этим вопросом. Но они стояли на позиции мужчины и смотрели на предмет глазами мужчины. Выставка Зои – первая феминистская выставка в Казахстане", – рассказывает Валерия Ибраева.

Диаметрально противоположную позицию занимает художница – она предлагает взглянуть на ситуацию со стороны женщины. Фалькова подмечает детали, которые уже кажутся естественными. Поэтому первое произведение, которое видит глаз, – это огромная фотография степного туалета, тысячи таких разбросаны вдоль трасс и загородных шоссе. На них изображены буквы "Ж" и "М", именно в таком порядке. Смотришь на буквы и будто видишь опечатку, чувствуешь шероховатую ошибку, что-то ведь не так. "Маковое поле становится полем тактических учений, определяющим границы между мужским и женским", – продолжает Ибраева. 

Модернизация создания: Феминистская выставка Зои Фальковой (фото 1)

Фалькова встает на место домохозяйки, замученной мытьем полов, готовкой и бесконечной стиркой, и позволяет взглянуть остальным на свое "священное предназначение" – быть матерью, женой и служанкой. Художница не пытается отказаться от предметов, ежедневно окружающих ее, наоборот, она возводит в культ эту нехитрую повседневность. Так старые половые тряпки превращаются в розы и встают на подиум, а застиранные простыни и пододеяльники, каждый со своей отдельной историей, превращаются в холсты. "Что же такое "модернизация"? Когда мы становимся технологичными, когда мы признаем, что наука выше Бога, традиции начинают разваливаться. Как можно описать традиции этой гендерной истории? Это – "женщина, вари борщи", "женщина, сиди дома". Я выношу на пышный и торжественный подиум все эти тряпки, которые на поверку все так же остаются грязными мокрыми тряпками",  беспощадно бьет Зоя, играя с очередной государственной инициативой.

Модернизация создания: Феминистская выставка Зои Фальковой (фото 2)

 

Что же такое "модернизация"? Когда мы становимся технологичными, когда мы признаем, что наука выше Бога, традиции начинают разваливаться

Другая часть экспозиции – портреты мужчины, выполненные на ветхих простынях свекольным соком. Они – результат долгих наблюдений, сильного точного рисунка и почти забытого мастерства академической школы. Мужчина на картинах предстает в классических позах – вот и Олимпия, вот Мадонна с младенцем, вот Леда и лебедь, вот спящая Венера. Неожиданно происходит рокировка в отношениях "натурщица–художник", "женщина–мужчина". Главная картина находится за алтарной преградой с надписью "censored". За ним – оммаж картине Густава Курбе "Сотворение мира", но с деталью. Платок, подобный тому, которым воспользовался Уятмен из Астаны, прикрывает самую интригующую часть. 

Модернизация создания: Феминистская выставка Зои Фальковой (фото 3)

Несмотря на всю серьезность темы, работы художницы ироничны. Фалькова позволяет с другой стороны взглянуть на привычные образы, паттерны и символы и обнаружить, что именно в них не так. "Сексуальная жизнь казахстанцев – тайна за семью печатями, хотя мировая сексуальная революция произошла аж в 60-х годах прошлого века, вызванная всплеском феминизма и движений за равные права всех угнетенных меньшинств. У нас эта тема табуирована для СМИ, общественных дискуссий, системы школьного образования и даже для искусства", – пишет Валерия Ибраева. Фалькова пошла дальше астанинских идеологов, она модернизирует само создание, меняя местами мужчину и женщину. Объективация женщины в искусстве имеет долгую историю, но что происходит, когда ей подвергается мужчина? В этот момент и происходит самая что ни на есть настоящая модернизация сознания смотрящего. 

Модернизация создания: Феминистская выставка Зои Фальковой (фото 4)

 

Фалькова пошла дальше астанинских идеологов, она модернизирует само создание, меняя местами мужчину и женщину

Модернизация создания: Феминистская выставка Зои Фальковой (фото 5)

Модернизация создания: Феминистская выставка Зои Фальковой (фото 6)

Модернизация создания: Феминистская выставка Зои Фальковой (фото 7)

Buro247.kz

Оставьте комментарий

Загрузить еще