Поиск

Новый казахский миф: Шоу Cirque du Soleil в Астане

REFLEKT – яркая история Cirque du Soleil, созданная специально для Казахстана, которую все лето и почти каждый день показывали в Астане

Фернан Рейнвилль – квебекский режиссер-постановщик и актер. Он ставил церемонию открытия XI чемпионата мира по водным видам спорта, режиссировал выступление Cirque du Soleil перед Супербоулом в 2007 году в Майами, работал над постановкой Wintuk, сезонного шоу, которое четыре года подряд показывали в "Мэдисон Сквер Гарден". Но одна из самых важных его работ – кураторство программы, которая была поставлена в космосе основателем Cirque du Soleil Ги Лалиберте, седьмым космическим туристом в мире. Из космоса Ги читал стихи и призывал оставшихся на Земле обратить внимание на проблему нехватки воды. В этом году Фернан Рейнвилль поставил REFLEKT – шоу Cirque du Soleil, созданное специально для Казахстана.

REFLEKT - это полуторачасовая фантазийная история о казахском народе от древности до современности, рассказанная языком танца, музыки, света и, разумеется, невероятных акробатических трюков, тех, что на грани человеческих возможностей. Прежде чем сесть за сценарий, Фернан несколько раз приезжал в Казахстан и провел большую исследовательскую работу: изучал историю, эпос, художественную литературу, музыку, дизайн исторических костюмов, быт древних народов. Он копался в архивах, встречался с историками, перечитывал древние сказания и легенды. Так и зажили на сцене множество мифов - сказание о Самруке, легенда о дереве Байтерек, первобытные мифы о Тенгри и Умай. "Я очень долго занимался исследованиями, чтобы понять, в чем заключена идентичность народа, - рассказывает Фернан. - Мне было интересно поговорить о прошлом, об истории. Шоу REFLЕKT - это часть выставки ЭКСПО-2017, главной темой которой стала энергия. Но мне не хотелось воспринимать это все слишком буквально".

Новый казахский миф: Шоу Cirque du Soleil в Астане (фото 1)

"Я знаю, что у вас нефтяная страна, но в нашем шоу энергия - это люди. Люди, которые формировали историю, которые создают молодое государство сейчас, именно они - это энергия будущего. Поэтому в шоу так много молодых танцоров, которым по 18-20 лет. Красная линия всего проекта - это то, как прошлое и настоящее создают будущее"

Новый казахский миф: Шоу Cirque du Soleil в Астане (фото 2)

На самом деле, за каждым представлением Cirque du Soleil стоит своя история. К примеру, шоу Varekai было основано на древнегреческом мифе об Икаре, потерявшем свои крылья, – скрепленные воском, они распались, когда Икар слишком близко приблизился к солнцу. По-своему складывается  история REFLEKT. Главный персонаж – археолог по имени Арман во время раскопок проваливается во "временную дыру", попадая то в средневековый Казахстан, то в Казахстан советского периода, то в Казахстан будущего. Но чтобы так представить истории, знакомые нам с детства, нужно не просто богатое воображение, нужна вера в сказку, но главное – вера в почти магическое происхождение людей, в их волшебную природу.  

Новый казахский миф: Шоу Cirque du Soleil в Астане (фото 3)

В отличие от театральной постановки, цирковое шоу - это нелинейное повествование. Оно напоминает хаотичные наброски и зарисовки, сплетающиеся в целостную картину. Вот под звуки барабанов выходит армия, это храбрые сакские воины идут плечом к плечу. Их сменяет мотоциклист в кожаных одеждах, а его - ловкий акробат-канатоходец. Образы кажутся знакомыми, смешиваются друг с другом, переплетаются, рисуя яркую картинку. Если бы это была живопись, шоу REFLEKT было бы экспрессионистским полотном, размышлением свободного художника на тему казахской идентичности и истории. Но с очень большой любовью к ней, такой, какую мы себе почему-то не позволяем. "У нас не было задачи превратить цирк в театр. Психология публики такова, что когда появляется определенный сюжет, она начинает следовать ему, ожидая развязки. То есть она перестает наслаждаться действием, ожидая кульминации", - объясняет мистер Рейнвилль.

Новый казахский миф: Шоу Cirque du Soleil в Астане (фото 4)

"В цирке каждый номер – это кульминация, наивысшая точка для того акробата, который исполняет номер. Наша задача заставить зрителя жить здесь и сейчас, чтобы он затаил дыхание и не думал о том, что случится дальше. Это магия момента"

Несмотря на нелинейность повествования, каждый номер все равно связан с другим. Гимнастки-конторсионистки под восторженные взгляды зрителей выпускают огненную стрелу. Она зажигает конструкцию, и на сцену выходит факир.

Новый казахский миф: Шоу Cirque du Soleil в Астане (фото 5)

"Когда мы обсуждали сценарий на первоначальном этапе, меня попросили дословно изобразить историю Казахстана в нашем шоу.  Я их переубедил. Мне не хотелось создавать документальную постановку, чтобы все воспринималось так буквально. В конце концов, я не имею на это права. Мне было важно создать нечто более тонкое, сложное, как отражение", говорит Фернан

Изначально Фернан планировал уложиться в 60 минут. Но история предстала перед режиссером настолько захватывающей, что он сделал шоу длиннее: "Когда я только узнал о том, что мне предстоит готовить это шоу, я в первую очередь отправился в Google - я практически ничего не знал про Казахстан. Со школы помню, что этот регион был частью СССР, позже слышал о Байконуре - именно оттуда отправлялся в космос Ги Лалиберте. Я был поражен, насколько богатая история у этой страны. В течение веков Казахстан испытывал влияние Персии, Китая, Монголии, России, благодаря чему сложилась его уникальная история. Мне хотелось поработать со всем".

Новый казахский миф: Шоу Cirque du Soleil в Астане (фото 6)

"Большую часть повествования занимает легенда о Золотом человеке. Мне не хотелось изображать его дословно, в том костюме, в котором он стоит в Национальном музее. Я создал свою версию Золотого человека, чтобы показать его роль в истории"

И действительно, если приглядеться, каждый номер  это отражение отдельного временного периода. Шоу с огнем  это древность, трайбализм и его первобытные верования. Золотой человек и наездники  сакский период, акробатки-конторсионистки, работающие синхронно,  дань древнему искусству Монголии. Завершающая сцена с участием всех артистов – история о космической эре и новом всемогущем человеке.

Новый казахский миф: Шоу Cirque du Soleil в Астане (фото 7)Над музыкой для шоу работал композитор Саймон Карпентье. Шоу открывается аккордами домбры, ее отчетливо слышит каждый зритель. В течение всего представления он чувствует знакомые национальные мотивы в современной электронной аранжировке. Партии с домброй исполняют канадские артисты, которые специально для REFLEKT учились играть на новом для них музыкальном инструменте.

"Я с детства играю на виолончели и гитаре, поэтому мне показалось интересной идея научиться играть на домбре", - рассказывает Александр Ховардскотт, один из участников группы.

"У меня не было учителя, я практиковался по урокам в Youtube и посещал концерты местных исполнителей в  Астане. Я научился основной технике, но у них получается создавать нечто фееричное. До такого уровня мне еще очень далеко" 

Новый казахский миф: Шоу Cirque du Soleil в Астане (фото 8)

Каждый музыкант – полноценный участник шоу. Этот перформанс не менее зрелищный, чем тот, что происходит в центре,  для каждого музыканта разработан свой костюм, а их выступление проходит на основной сцене. Иногда исполнители сами становятся акробатами. То поднимаются в воздух на пять метров, то играют на виолончели, удерживая на подбородке огромный спортивный брус.

Чтобы национальные инструменты зазвучали по-новому, Карпеньте несколько раз переписывал партии. Он предложил иcпользовать ручные барабаны, варган (или шан-кобыз), элементы горлового пения и эрху, смычковый инструмент, напоминающий классический кобыз, но Фернану необходима была их новая история - современная. "Я несколько раз просил Саймона переписать партитуры. Мне было важно, чтобы национальные инструменты звучали современно", - рассказывает Фернан. "Мы также участвовали в записи и создании композиций, - добавляет Александр. - Так, например, Саймон всегда прислушивался к нашим предложениям. Это была настоящая коллаборация".

Новый казахский миф: Шоу Cirque du Soleil в Астане (фото 9)

В итоге все сложилось. Новая история квебекского режиссера, созданная не для космоса, нет, для большой, но малоизвестной центральноазиатской страны, получилась фантастической. В финале, когда все акробаты поднимаются в воздух, свет гаснет, а вокруг них загораются неоновые лампы. Зал становится похож то ли на огромный аквариум с диковинными существами, то ли мы видим космос с мириадами маленьких и больших звезд. И в этот момент, когда дыхание захватывает от красоты, раскрывается самая главная идея Cirque du Soleil, его большой смысл: цирк – это невероятная, необъяснимая магия. А шоу REFLEKT – новый миф казахского народа, волшебство о нас самих, которого так не хватало.

Новый казахский миф: Шоу Cirque du Soleil в Астане (фото 10)

"У Reflekt нет строгой сюжетной линии, это лишь наброски, образы, вдохновленные историей и событиями. Зрители вольны трактовать увиденное по-своему. На то он и цирк. Я надеюсь, что наша работа позволит казахстанцам по-новому взглянуть на собственное прошлое и, возможно, узнать что-то новое для себя"

Новый казахский миф: Шоу Cirque du Soleil в Астане (фото 11)

Buro247.kz

  • Фото: Марина Карпыкова

Оставьте комментарий

Загрузить еще